La Traviata в Большом театре и в Венской опере

21 ноября 2012


Первая афиша оперы

На этих выходных мы были в Вене, летали специально слушать в Венской государственной опере «Травиату» Верди. «Травиате» отдано мое сердце — ни одну музыку я не люблю так, как я люблю эту оперу. Более того, я не только люблю музыку, я еще знаю слова арий и, о боже, даже иногда подпеваю.

Но «Травиата» от меня все время ускользала — мне не удалось попасть на постановку ее в венецианском La Fenice, где опера была поставлена в первый раз, мне не удавалось никак найти билеты в Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, где партию Виолетты исполняет Хибла Герзмава, которую я очень хотела бы услышать живьем; мне никак не удавалось подстроиться под афишу Венской оперы. В итоге в июле я увидела на сайте Венского оперного театра билеты и решила, что надо ехать.

Буквально за полтора месяца до поездки в Вену партнеры мужа внезапно пригласили нас на премьеру «Травиаты» в Большой, куда билетов было не достать. Увидеть историческую сцену Большого театра я уже к тому моменту устала мечать: все эти истории с перекупщиками и вечное отсутствие билетов сделали свое дело. Я, честно говоря, до последнего момента не верила, что мы туда попадем…

Итак, Большой. Реставрация прекрасна! Театр сразу рождает ощущение праздника и благодаря богатейшей отделке, и благодаря очень нарядной светской публике, во многих представителях которой сложно заподозрить любителей оперы. Такого количества сумок Chanel, бриллиантов, туфель Cristian Loubutain и YSL не в каждом ресторане увидишь! Высокие длинногогие девушки на каблуках в сопровождении мужчин со сложными лицами, в буфете цены как в хорошем ресторане, все в золоте и огнях — это Большой театр. Мы сидели в ложе, через одну от ложи императорской, где со сложным, задумчивым лицом сидела Валентина Матвиенко, которую дела вынудили покинуть зал не дождавшись выхода артистов на финальный поклон.

Постановка под стать театру, сделана дорого и богато и имеет некую защиту от дураков. Поясню. Написано в либретто, что Виолетта и Альфредо живут в деревне, пожалуйста — деревню олицетворяет живая лошадь (я все ждала, что она на поклон выйдет, но нет! не вышла). Поет Джорджио Жермон, что дочь у него чиста, как ангел, — пожалуйста, на заднем плане выходит на прогулку тургеневская практически барышня. Написано в либретто, что Виолетта больна, — пожалуйста, вот вам санитары. В опере есть даже канкан с задиранием ног выше головы. Все как положено.

Короче, не ошибешься, сразу понятно, что к чему, даже если с Верди и Дюма зритель не совсем знаком. Декорации великолепны. Костюмы прекрасны, стилистически точны, колористически выверены. Сделана постановка очень, очень красиво, мешают лишь лошадь и канкан.

Оркестр прекрасен! В дирижера я влюбилась сразу же. В день, когда мы слушали оперу, Виолетту пела Оксана Шилова. Пела хорошо, насколько я могу судить. Но вот передать напряжение, драму, сыграть ей не совсем удалось. Альфредо исполнял Евгений Наговицын и это был мой личный кошмар. Медленный, туповатый, ленивый мудак вышел этот Альфредо. Мудак с каменным лицом, на котором изредка появлялась некоторая растерянность. Отец Альфредо, Джорджио Жермон, был прекрасен. Эту партию исполнял Игорь Головатенко. Ему, кстати, хлопали больше всех.

Редко бывают в жизни моменты стопроцентного, невероятного счастья. Именно таким моментом счастья был для меня тот вечер в Большом театре. Я начала плакать на первой минуте и так и сидела с мокрыми глазами до самого конца, с перерывом на шампанское в антракте.

В общем, если вы сможете купить билеты, сходите. Прекрасный театр, прекрасные декорации, великолепная музыка, достаточно качественные солисты. И платье туда можно надеть самое красивое — это же важно, согласитесь?

Переволновавшись во время спектакля в Большом я к моменту поездки в Вену уже не волновалась и думала, что плакать я не буду. Не угадала!

Венский государственный оперный театр оформлен скромнее, чем Большой, и публика в нем более простая, в первую очередь за счет большого количества туристов. Среди зрителей очень много японцев и русских. Либретто доступно на английском и немецком языках на индивидуальных экранах у каждого кресла ( в Большом — только на русском и только на экране над сценой). В буфете цены умеренные.

Партии Виолетты и Альфредо исполняли Эрмонела Яхо и Франческо Демуро соответственно. С точки зрения игры они очень далеко ушли вперед от исполнителей Большого. С точки зрения голосов — тоже. Партию Джорджио Жермона пел Джованни Меони и пел прекрасно. С точки зрении сценографии и костюмов постановка у меня вызвала некоторые вопросы, хотя, вероятно, такова была задумка, вероятно, постановщики хотели, чтобы в буднично одетых людях и простой мебели, которой на сцене было буквально два стола и три стула, зритель узнал бы условную, возможно, современную ему эпоху.  Запомнился момент в последнем акте, когда Виолетта поет Addio del passato, прощаясь с прошлым, статист стирает с кирпичной стены на сцене надпись Violetta — traviata. Вся постановка сделана так, чтобы подчеркнуть вневременной характер происходящего на сцене, то, что причина, по которой герои не могут быть вместе, это вообще не неактуальная сейчас разница сословий.

В общем, я рекомендую сходить. Поет Эрмонела Яхо великолепно, услышать ее живьем было для меня большим удовольствием. Да и вообще слетать в Вену в оперу — прекрасный план на выходные.

Если вы не собираетесь ни в Большой, ни в Венскую оперу, посмотрите блестящую постановку «Травиаты» с Анной Нетребко и Роландо Вильясоном на Зальцбургском оперном фестивале. Как они поют! Как они играют! Как прекрасно, тонко, изящно поставлена опера, как великолепно сделана сценография! Я не то что смотреть, я даже слушать это не могу без мокрых глаз и учащенного сердцебиения. В сети есть множество роликов, доступна постановка и на DVD.

Несколько роликов.

Оксана Шилова и Игорь Головатенко в Большом

 

Эрмонела Яхо (не в Вене!)

 

Анна Нетребко, Зальцбургский фестиваль

 

Ну и фотографии, правда, с айфона.

Это в Вене. Купили мужу бабочку в тон моей юбке;)

Наряд мой кружевной подходит скорее к «Кармен», чем к «Травиате» 😉

Это в Москве. Платье долго ждало своего часа. Дождалось!

К платью специально купила туфли. Как жила без них раньше не знаю, подходят реально ко всему — от джинсов до вечерних нарядов.

Пальто видно плохо, у него отделка бархатом и меховые цветы на бархатном воротнике. Боярское пальто, богатое.

Сам театр.

Шампанское!

В планах у меня посмотреть DVD с «Травиатой» в постановке Дзефирелли и на этом тему на ближайшее время закрыть. Меня тут зовут на «Травиату» в Самарский областной академический театр оперы и балета, но от этого я, пожалуй, воздержусь.

Категории: АвстрияРоссия
Поделиться:

Следующая запись:

Франция: винные маршруты
20 ноября 2012

В этом году я снова села за парту – пошла учиться в школу вина. Теперь к многочисленным маршрутам и идеям путешествий, которые я собираю на будущее, прибавилось несколько идей поездок,...   читать дальше

Комментарии:

  • Как хорошо! (Что меня особенно удивляет, так это то, что вы, такая молодая, можно сказать юная, любите и знаете оперу. И ходите туда не из-за моды на оперные тусовки, а потому, что цените это искусство, знаете певцов. Принято считать, что люди вашего поколения любят олько альтернативную музыку, или, пардон, попсу. Это не про вас, безусловно!!)))
    Особое спасибо за ролики! Фото хороши. Ах, зеленое платье!

    • Спасибо, в особенности за юную;)

      На самом деле меня мама с папой хорошо воспитали, плюс как только у меня стало больше свободного времени я сама стала стараться слушать и разбираться. Правда, это мне не мешает любить и всяких волосатых рокеров;)

      • Мне, кстати, тоже не мешает. Хорошая музыка хороша во всех жанрах. Но мне ужжжассно приятно, что число любителей оперы не так уж и мало, как мне казалось. Я, в свою очередь, могу похвалиться, что неделю назад слушала ту самую, считающуюся почему-то скандальной, оперу «Сон в летнюю ночь» в музтеатре Немировича-Данченко. Какая невероятная музыка Бриттена! Голоса были прекрасные, на мой неискушенный взгляд.
        Гирзмаву тоже люблю, пытаюсь поймать билеты на нее в Москве. Мечтаю послушать Анну Нетребко, и конечно, в Вене)) Правда, это из области сюра..

        • Да, Нетребко в Вене — это мечта.

          В музтеатр Немировича-Данченко я через 2 недели собираюсь на Богему.

  • Я Травиату слушала в Большом, но достаточно давно.
    А вообще, от цен на билеты в Большой, я сползаю под стол:(
    Нет, теоретически, можно как-то бронь на сайте заказывать и есть совсем недорогие места (где то за люстрой:), но это совсем не те ощущения…
    Вена мне пока не светит, так что я наверное, буду ловить билеты в театр Станиславского и Немировича-Данченко.
    Ты меня побудила к тому, чтобы пережить прекрасные минуты еще раз:)

    • Не теоретически, а практически можно действительно покупать билеты на сайте театра и они даже иногда доступны.

      • У меня френдесса делала пред заказ на сайте, потом в определенный день нужно к определенному часу подъехать и выкупить, ну больше 2 часов она стояла. По мне так это не каждый сможет, тем более в будни днем.

        • Если покупать билеты на сайте, то там можно их в любой день забрать. Подруга видимо с предзаказом столкнулась.

  • А смотрели травиату с хворостивским из метрополитан? Интересно мнение, оч уж она неоднозначная…

  • «моя прекрасная леди» 🙂 не моя, конечно, но почему-то именно это словосочетание вспомнилось. Очень, очень хорошо и стильно 🙂 жаль, что пальто и юбку не очень хорошо видно, как и марку туфель не разобрать, мелко.

  • Прекрасно) Вы так интересно пишите.. И фотографии — прекрасно сопровождение тексту.
    Мне тоже очень нравится постановка с Вильясоном и Нетребко, Жермона там, кстати, поет оперный «ветеран» Томас Хэмпсон. А еще думаю, вам бы очень понравилась «Травиата» с тем же Вильясоном, Рене Флеминг и Ренато Брузоном. Очень советую, интересно ваше мнение))

    http://www.youtube.com/watch?v=VSz24jXdgyY

    P.S. А фильм Дзефирелли является сокращенной версией. Непривычно. Хотя Доминго хорош.

    • Мне нравится Рене Флеминг, но я визуал в первую очередь, что ли, я не могу ее воспринимать как Виолетту, слишком ей лет много. У нее лицо взрослой женщины, не смотрится она в роли страдающих лирических героинь уже.

      • Это да, тут не поспоришь. Хотя тот же Вильясон тоже идеальное внешностью для роли Альфредо не обладает) Но зато харизма невероятная.
        Хотя, действительно, все от роли зависит. Конечно, тот, кто может петь Фигаро, не всегда может петь Дон Жуана.

  • Забавно читать, как опреу обсуждают те, кто совершенно в предсете не смыслят. И еще имеют наглость критиковать.

    • Рада, что развлекла вас!

      Было бы интересно узнать Ваше мнение об этих постановках, в особенности о Травиате в Венской опере.

      • Если вам Наговицын плохо поет, то Вы и вправду ничего не смыслите в опере и пении, уж извините.

        • Вы не могли бы указать, где конкретно я говорю о том, что Наговицын плохо поет?

          • Медленный, туповатый, ленивый мудак — это тогда что?
            Или ах, как жаль, что он выглядел медленным туповатым ленивым мудаком, при том, что пел потрясающе? это нормально — так походу обгадить талантливого исполнителя и замечательного человека? Или что-то личное?

          • Простите, я не вижу, где я пишу, что он плохо поет.

            Туповатый, медленний, ленивый мудак — это Альфредо. И там ясно перед этим написано — это был мой личный кошмар. Про качество пения солиста ничего не сказано, не так ли?

            И еще одна маленькая просьба. Вы не могли бы указать, где я пишу о том, что я великолепно разбираюсь в опере?

            Спасибо за проявленный интерес!

          • Я это поняла та, что «Наговицын плох в комплексе». Если не так поняла, то уж простите.

            Не знаю, где-то в каментах.

            Интерес проявлен исключительно к Наговицыну, поймите правильно)

          • Хорошее воображение — это отлично, только вот в общении с людьми может помешать.

            Вы делаете все, чтобы вас поняли неправильно.

          • ^^

  • Мне странно, что Вам понравилась реставрация в Большом (пока слышала лишь ругательное- плохо видно, не тот пол, стало не то что не демократично- а даже антидемократично- Вы это впрочем косвенно подтверждаете).
    В Вене мне понравилось смешение пожилых дам в вечерних нарядах и студентов в кедах, и тот факт, что места в боковой ложе за 10 евро были как ни странно удобными, а ложа давала ощущение аутентичности. Демократизм без дешевости, что ли…

    • Реставрация мне понравилась потому, видимо, что я не видела, к сожалению, театра до нее. На мой взгляд как зрителя все сделано очень достойно, хотя пишут, что там лепнина пластиковая — не знаю, не разбираюсь. Визуально все ок для главного театра страны.

      Мне вот наоборот в Вене не нравится обилие неподобающе одетых туристов, но это кому как.

      • Мне не сами кеды в опере понравились, а тот факт, что есть билеты, подъемные по цене для студентов в кедах.

        • В Большой тоже стали появляться билеты по нормальной цене.

          Но в Венской опере бесценна возможность за пару евро купить стоячий билет в партер. У нас такого нет.

  • Даша, я тут решила прочитать Ваши посты про театры. У Вас тут некоторая неточность. Наверное, вы опечатались: «Московский музыкальный театр им. Немировича и Данченко». Немирович-Данченко — это один человек 🙂

    • А Карл Маркс и Фридрих Энгельс — вообще 4 разных человека:)
      Спасибо! Стыдно, зато весело:)

      • А Слава КПСС — вообще не человек :)Не за что.