История двух невстреч

22 апреля 2013

Невероятно эмоционально, чувственно и современно звучала опера «Евгений Онегин» в постановке Венской Государственной Оперы. Рихтеру Фальку, режиссеру-постановщику, удалось освободить гениальное произведение Чайковского от всего лишнего, оставив зрителя один на один с невероятной по своей напряженности историей любви.

Выстраивая эстетику постановки, Рихтер Фальк отталкивается от звучащей в романе темы зимы, превращая сцену в геометричное пространство, в котором все время идет снег. Все декорации спектакля, не предполагающие деления на внутреннее и внешнее пространство, — лишь несколько прямоугольников, смотрящихся кубами льда. Зима для Фалька — это и способ обозначить культурный контекст, и обрисовать холодность главного героя, и подчеркнуть напрасность надежд Татьяны. Режиссер очень тонко использовал главные стереотипы о России: снег, лед, холод, мех, водка, но ни один из них не выглядел неуместным или пародийным даже для носителя русской культуры.

Снег на сцене заканчивается лишь однажды, когда появляется маленькая надежда на то, что любовь будет все же взаимной, но потом принимается вновь. Почти на протяжении всего спекталя на заднем плане стоят обнявшиеся фигуры мужчин и женщин, которые начинают расходиться, когда Онегин, прочитав письмо Татьяны, говорит ей о невозможности ответить ей взаимностью.

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.

Фигуры расходятся, некоторые из женщин бросаются вслед своим уходящим партнерам, пытаясь вернуть их, в то время как Татьяна остается неподвижной. Намеками и тщательной проработкой деталей Фальк достигает небывалого драматизма: за всей оперой зал наблюдает так, как будто история разворачивается здесь и сейчас в первый раз. Повороты сюжета и мельчайшие детали эмоционального состояния героев подчеркнуты очень чувственной подачей музыки Чайковского. Оркестр Венской Государственной Оперы, управляемый Андрисом Нелсонсом, звучит мощно и  пронзительно. Как замирают Татьяна и оркестр тогда, когда героиня, разбирая подарки на именины, находит в них записку, берет ее в руки думая, что это письмо от Онегина… Великолепно!

Анна Нетребко — великолепная Татьяна! Она не только безупречно владеет голосом, так по-разному звучащим в начале и в конце спекталя, когда она представляет полную романтических надежд Татьяну и Татьяну, княгиню Гремину, но и безупречно держит себя, раскрывая с течением спектакля разные стороны характера своей героини. Шквал аплодисментов раздался после того как Анна, завершив арию в сцене своего письма к Онегину, уронила голову на руки и не подняла ее ни разу, пока зал сотрясался криками «Браво»! В финале, когда Онегин, вернувшись из путешествия, встречает ее на балу, Татьяна совершенно другая: другой поворот головы, другая осанка, даже голос у нее другой, более уверенный. То, как она передвигается по сцене, пытаясь отойти от Онегина и от вновь окрепшего чувства, достойно лучших драматических актрис.

Дмитрий Хворостовский — великолепный Онегин. Он самоуверен, слегка надменен, он свободен в своих движениях, но скуп на эмоции. Критики австрийского Merkur отмечают, что Хворостовский, уже привычный роли Онегина, играет экономно, но именно этой экономностью он так мастерски воплощает характер своего героя, уставшего в своим 26 годам от света и от себя самого.

Ленский в исполнении Дмитрия Корчака был убедителен, лиричен, тонок. Исполнителю прекрасно удалось представить романтическую натуру молодого поэта. Чайковский, обдумывая сюжет для своей оперы, писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Композитор осовобождает роман Пушкина от всего того, что в литературоведении принято считать гегелевским синтезом романтизма и реализма, оставляя от романа лишь фабулу. Рихтер Фальк снимает и все остальные слои, оставляя зрителя один на один с невероятной по своей силе историей любви, историей двух невстреч. И в этом контексте контраст сдержанного, но выразительного оформления сцены и мастерски-эмоционального исполнении ключевых партий оперы приобретает особое звучание, позволяя гениальному произведению Чайковского звучать невероятно современно. В постановке намеренно контекст обозначен лишь намеками: Фальку, вслед за Чайковским, совершенно неважно, где и когда происходит действие, ему важны лишь взаимоотношения героев.

Постановка «Евгения Онегина» в Венской Государственной Опере стала одним из самых заметных событий мировой оперной сцены года. Представлений было запланировано всего 4, сегодня, 22 апреля, состоится последнее из них. За полгода до премьеры билетов в продаже было уже не найти; в день премьеры зрители, мечтавшие попасть в зал, занимали за 8 часов очередь на улице в надежде получить билеты на стоячие места. Зал аплодировал стоя, взрываясь продолжительными аплодисментами после каждой арии. Артисты бесконечное количество раз выходили на поклон, зал по-русски скандировал «Молодцы» и кричал интернациональное «Браво»! Я невероятно счастлива, что смогла увидеть это своими глазами, и буду с нетерпением ждать возможность снова увидеть оперу, когда она, я надеюсь, выйдет на DVD.

Все фото — с сайта оперы и из google.

Категории:
Поделиться:

Следующая запись:

Комментарии:

  • Отличная рецензия, спасибо

  • Какая красивая постановки. Люблю Хворостовского. Люблю оперу. Только вот в Венской опере никогда не была. Спасибо за репортаж.

    • Пожалуйста! Стоит побывать, конечно же, надеюсь, у вас будет такая возможность!

      • > надеюсь, у вас будет такая возможность!
        увидеть в реальной жизни, -боюсь что нет. но я верю в развитие технологии. Через эн лет Венскую оперу можно будет получить «почти как наяву» в собственной квартире.
        В Вене, я очень люблю оперетту. Если вы еще там, я — очень рекомендую.

        • Я была в Volksoper на Летучей мыши однажды, мне очень понравилось — сам театр чудесный, какой-то домашний, и слушать музыку Штрауса в Вене — отдельное удовольствие!

          • (ностальгически) да … :-))

  • Евргений Онегин — особенная для меня вещь как литературное произведение и как оперная постановка. На сцене эту оперу я видела лишь раз — в Большом Театре лет десять назад. Тогда почти в детском возрасте она произвела на меня большое впечатление. Теперь мне конечно же захотелось посмотреть и на эту постановку в Венской опере. В это сезоне уже вряд ли, но может быть все представится возможность.

    • Если они будут давать эту оперу этим же составом — я бы посмотрела еще раз!

      И всем того желаю)

      • Даша, это удивительно 🙂 Я только вернулась из оперы… Случайным образом попала на последнее представление в этом сезоне! Потрясающие ощущения! Рецензия Ваша сегодня помогла мне подойти к просмотру с чувством и расстановкой, но в конце остались одни восторженные эмоции 🙂

        • Как здорово! Я очень рада!

  • Спасибо за отзыв!!!))
    Онегин великолепен. Да и по другому быть не могло,ведь ведущие партии исполняют такие таланты!)

  • Наконец-то настали времена, когда Онегины, Татьяны и прочие Кармен красивые и приятные глазу! ))
    От одних только фото получаешь наслаждение, представляю как красиво все звучало и смотрелось, когда соединилось все вместе — мастерство артистов, прекрасный оркестр , свет, декорации и волшебный зал оперы !
    Даша, этот поход в оперу можно смело записывать в сокровищницу путешествий!

    • Да, безусловно, это уникальное событие, ради которого стоило приехать в Вену!

  • как здорово описано! спасибо!

  • спасибо,отличная рецензия!Универ тобой гордится!

    • Ха) вполне возможно.

      Спасибо!

      • Хорошее описание, я тоже смотрела 12 апреля, эмоции до сих пор внутри меня!!!!

  • Анонимно

    Очень проникновенно написано, мне, человеку, далекому от любви к классической музыке, тоже захотелось послушать.

    • Я рада. Действительно великолепный спектакль!

  • Даша, спасибо за то, что поделились эмоциями от оперы! Послушать Анну Нетребко в Вене — и моя мечта тоже!!! С нетерпением буду ждать диска. За превосходные фотографии, как всегда, примите мои аплодисменты.

    • Фото не мои, конечно же, а с сайта оперы! Там же нельзя снимать во время спектакля.

      Спасибо)

  • Даша, спасибо за такой эмоциональный отзыв. Откровенно говоря, я не великий знаток и ценитель оперы, но после ТАКОГО отзыва хочется послушать своими ушами, посмотреть своими глазами. Вы потом напишете, когда выйдет ДВД?

    • Напишу, лишь бы вышел, очень хочется увидеть это еще раз!

  • Даша, спасибо за отзыв! Несмотря на то, что меня сложно назвать фанатом оперы (в последние годы я больше тяготела к драме), после такого впечатляющего рассказа я первым делом начала искать в гугле график выступлений Анны Нетребко на следующий год 🙂 Потому что она совершенно фантастическая даже в записи — представляю, какой силы энергетика ощущается в зале.

    Кстати, ты когда-нибудь была летом в Arena di Verona? Я буду там на «Набукко» в конце июня, интересны впечатления.

    И еще вопрос: если не секрет, сколько стоили билеты на «Онегина»? Я понимаю, что покупались они не по номиналу, но мне и не нужна точная цена ваших билетов — интересен диапазон (прикидываю, реален ли для меня бюджет на спектакль со звездами такого уровня на следующий год). Спасибо большое в любом случае!

    • Я собираюсь на оперный фестиваль на Арене ди Верона в сентябре, на Аиду, Риголетто и Ромео и Джульетту. Думаю, что это должно быть потрясающе!

      Нетребко с Хворостовским будут в Москве на Красной площади 19 июня, но билетов в продаже, как я поняла, пока нет.

      Билеты на Онегина по номиналу стоят до 250 евро или около того. Мы за 2 билета, которые стоили по номиналу 120 евро оба, отдали окло 550 евро вроде бы. У нас был при этом был последний ряд самого верхнего балкона, центр, но видно и слышно было великолепно.

  • Вы — счастливый человек, потому как имели возможность это увидеть!!! Фото замечательные!!! Просто замечательные!!! Браво Вам))))

    • Фото не мои! Были б мои, на них бы стояла моя подпись! Надо отдельно подписать, что фото с сайта оперы.

      Спасибо вам!

      • Серьезно!? А я честно сказать подумала Ваши))) Я просто видела ваши фото к другим постам — замечательно фотографируете!!! Если не против. добавлю вас в друзья и буду читать)))

        • Спасибо, приятно слышать! Надо подписывать, что фото не мои — спасибо, что обратили на это мое внимание. На представлении нельзя снимать.

          Я не против, а очень даже за!

  • Очень здорово

  • Даш, спасибо за рецензию! Вы меня просто заразили мыслью увидеть эту постановку, пусть и на ДВД!

    Я знаю, что в сентябре «Онегин» с Нетребко будет в Метрополитен Опера. Правда, Онегином будет не Хворостовский, и я не знаю, будет ли у них своя постановка или привезут венскую. В любом случае, спектакль будут транслировать в HD для Европы, так что, может, и в другом варианте, но Нетребко-Татьяну на экранах мы увидим.

    • Да, я видела в графике ее концертов… жаль, до НЙ я не доберусь, но телевидени и интернет нас с вами спасут!

      Пожалуйста!

  • Спасибо большое за рецензию:)) Благодаря Вам я по-другому взглянула на постановку, хотя, не буду скрывать, далеко не все мне понравилось. (это, конечно, не относится к главным исполнителям) я стремилась на Хворостовского, а открыла для себя Нетребко и Корчака. последний акт смотрела почти не дыша, вышла из Оперы, как в тумане. Впечатления сильнейшие. Как же хочется увидеть это на ДВД! Только бы выпустили когда-нибудь!

    • Пожалуйста!

      Будем вместе ждать ДВД!

  • Прочла в Вашей статье про Вену, что Вы были на «Щелкунчике» в Венской опере. Скажите, пожалуйста, Вам понравилось?

    • Я не могу сказать, что мне понравилась постановка, но сам факт присутствия в Вене на таком знаковом спектакле в декабря однозначно понравился.

      • Даша, спасибо Вам за ответ! Подумаем, может быть, лучше в Венскую народную оперу на оперетту сходить….

  • Простите, что столько вопросов задаю. Может быть, Вы знаете что-то про оперу «Золушка» Россини, стоит ли идти?