Позор Чайковского

24 августа 2014

Так как я теперь за рулем, я решила осваивать достопримечательности Подмосковья. Я всегда хотела попасть в дом-музей Чайковского в Клину.

Чайковский, наверное, самый исполняемый и самый известный русский композитор. Чайковский — это квинтэссенция русского духа 19 века, существенно более понятная и непосредственная в силу выразительности музыки как рода искусства, в отличие, например, от гения Пушкина. В нынешней России на открытии Олимпиады в Сочи Чайковский (иронически, видимо) удостоился буквы Й, поскольку Ч было уже занятно Чеховым. Мемориальный музей Чайковского в Клину — это вопиющий позор.

Сразу оговорюсь, что, возможно, мы с мужем выбрали не лучшее время для посещения музея. В музей мы приехали без мелочи пять, в то время как касса закрывается в 17.00, а сам музей — в 18.00. Этим можно несколько объяснить, почему все сотрудники музея были так не рады нас видеть. В своих мыслях они давно уже носили домашние тапочки и готовились к просмотру Первого канала. На каждый зал музея приходится по 2 смотрителя, чья задача, видимо, состоит исключительно в протирании пыли и в том, чтобы тащить и не пущать. Ведь все экспонаты настоящие! Кабы чего не вышло! Именно поэтому все, абсолютно все комнаты загражднены веревками. Во многих современных музеях проблема приближения посетителей к экспонатам ближе дозволенного решена светодиодами: если посетитель приближается чересчур близко, раздается неприятный звук.

Билет в музей Чайковского стоит 200 рублей, а разрешение на любительскую фотосъемку — еще 200. Итого — 600 рублей за визит, который длится 10 минут, потому что больше в музее делать нечего. И 2,5 часа на дорогу в одну сторону.

Музей Чайковского удивителен. Хуже этого музея придумать сложно! В музее нет ни одной надписи, ни одного указателя (кроме «Хода нет», дублированного на английском), нет никакого рассказа о биографии и творчестве композитора, о его жизни в этом доме, о людях, которые к ниму приезжали. Из писем Чайковского (про них ничего нет в музее) мы узнаем о том, как Чайковский болезненно хотел и всю жизнь стремился иметь собственный дом; как он переживал, что дом этот стоит у дороги, как был вовлечен в дела клинских крестьян, как он не мог выйти на прогулку потому, что его сразу же окружали крестьянские дети, прознавшие о великодушии барина,  о том, что в этом доме прошли последние годы его жизни. Но посетителю просто непонятно и скучно все, что он видит. Представьте, что вы ходите по дому 19 века, не имея возможности зайти ни в одну из комнат, т.к. они загорожены веревкой: ровно так и выглядит музей Чайковского. Такое ощущение, что вы посещаете этнографический музей, в котором ни одни экспонат не привязан к личности знаменитого на весь мир композитора.

Осмотр всего дома — дома величайшего русского композитора — займет у вас минут 7-10 именно потому, что экспозиция никаким образом не выстроена и не рассказывает никакой истории. Это как посещение склада! Музей очевидно не выполняет никакой просветительской функции; посещение его туристом бессмысленно. Этот музей нельзя назвать современным ни по какой мерке. Собрание аутентичных вещей в одном месте абсолютно недостаточно для того, чтобы называться музеем. Лавка старьевщика никак не оживлена ни рассказом о творчестве, ни рассказом о жизни, ни простыми интерактивными возможностями. Удивительно, но в музее композитора нигде не звучит музыка, ее просто неоткуда услышать!

Самое обидное, что проблемы музея могут быть решены очень ограниченной суммой средств, было бы желание и энергия. Система навигации в музее и несколько стендов не стоят вообще ничего, план музея, которого нет, в котором был бы рассказ о жизни и творчестве Чайковского, об экспонатах, которые мы видим, не стоит также практически ничего. В музее есть аудиогид и возможность взять экскурсию, возможно они открывают какой-то новый дивный мир. Но музей должен рассказывать свою историю и без аудиогида, и без экскурсовода.

Отдельно печалит и то, что систематически выступающие в музее хорошие и даже талантливейшие дирижеры и оркестры не обращают, по-видимому, никакого внимания на то презрение, которое получает великий русский композитор беспомощной, несовременной, выхолощенной экспозицией.

Я не могу не вспомнить в связи с этим странным субботним визитом свое недавнее посещение музея Андерсена в Оденсе, Дания. Как ценят его там! Какого потрясающего музея удостоился сказочник! Как интересно там и тем, кто знает и любит его сказки, и тем, кто давно их читал. Как много там рассказано и о самом писателе, и об эпохе, в которой он жил, и о людях, которые его окружали, и о мире, который был ему современен. Россия, видимо, считает себя слишком богатой на таланты — в странах, где таких титанов духа не было, чтут, уважают и помнят даже самых незначительных с нашей перспективы авторов. Достаточно тут вспомнить хотя бы выставку, посвященную Бенджамину Бриттену, прошедшую в музее изобразительных искусств им. Пушкина прошлой осенью. Не умаляя достоинств Бриттена, все-таки кажется, что Бриттен и Чайковский находятся в разных весовых категориях.

В наши дни crowdfunding’a, когда можно по всему миру собрать средства для хорошего дела, безыдейность и, по-видимому, недофинансирование едва ли можно оправдать.  И с ленинской прямотой: музей Чайковского в Клину — это стыдобища. Укор всем бредящим во сне и наяву русским миром, Иваном Ильиным, Николаем Бердяевым и еще черт знает кем. Это просто стыдно! Я, честно, уезжала из музея со слезами на глазах. Я читала трехтомник, составленный Модестом Чайковским, как роман: я не могла оторваться от книги неделю, я не могу перечесть, сколько раз я плакала над письмами композитора, сколько раз я проклинала те обстоятельства, с которыми он вынужден был всю жизнь бороться и которые породили всю ту гениальную музыку, которую мы, счастливцы, можем считать своей. И как же мне обидно, что Чайковский, который всю жизнь, кроме самых своих последних лет, когда он, ненавидящий публичность, был вынужден выступать как дирижер, был окружен заслуженной славой, не удостоился музея, который может рассказать нам о композиторе, его жизни, полной страданий, о его гениальной музыке.

Мы теперь заряжены духом посмотреть все литературные усадьбы вокруг Москвы: Шахматово, Мелихово, Спасское-Лутовиново, Карабиху, Ясную Поляну. Будем держать вас в курсе! Не переключайтесь!

PS: Евгений Светланов дирижирует в 1983 году 6 симфонией Чайковского. Must see!

 

В связи с большим количеством неадеквата комментарии закрыты.

Для тех, кто в танке:

Я не призываю внести какие-либо изменения в прекрасно сохранившийся дом композитора. Я лишь сожалею, что музей, который мог бы стать потрясающим местом, рассказывающим о Чайковском, им не стал. Мне хотелось бы видеть этот музей более интересным, более увлекательным, более современным. Я бы хотела, чтобы в нем был хороший музейный магазин, чтобы были доступны план дома с фотографиями и краткими пояснениями, буклет, рассказывающий о доме для того, чтобы человек, который не может себе позволить экскурсию (1100 рублей) или не хочет ее заказывать, имел бы возможность проникнуться этим удивительным местом. Отлично было бы сделать приложение для мобильных устройств, рассказывающее о месте. Мне бы хотелось, чтобы меня не выставляли за дверь за час до закрытия музея. Мне хотелось бы, чтобы музей увлекал, чтобы он был местом, которое учит и делает лучше.

 

 

 

Категории: Россия
Поделиться:

Следующая запись:

Green mood
23 августа 2014

Пару недель назад я устраивала beauty day для своих читательниц: снова приезжали в Москву мои дорогие Лиля и Лена, которые почти 3 дня без перерыва стригли и красили, а в...   читать дальше

Комментарии:

  • Хорошо за рулем!

    Есть там сувениры, покупать которые после такого визита нет никакого желания.

  • Анонимно

    Грустно очень… И всё от нежелания людей что- то предпринять, действительно — стыдобища((( Буду следить за Вашими последующими постами, Даша!

  • Должно быть, директор музея терпеть не может Чайковского. И персонал подобран соответствующий. Потому что в таких же небольших музеях часто смотрители — даже не экскурсоводы — знают массу интересного, рассказывают, откуда какой экспонат. Вместо того, чтобы зверем смотреть на посетителей и хватать за фалды. Прекрасное впечатление произвёл скромный музей Пушкина, декабристов и Чайковского в Каменке (Украина).
    Наверное, сейчас этому музею трудно.

    • Да нет, я думаю, любит директор музея Чайковского, но просто не знает, наверное, что может быть по-другому. Ей, я думаю, это не нужно, ее устраивает то состояние, в котором музей сейчас, а запроса из общества на какие-либо изменения нет. В частности поэтому я и решила об этом написать.

  • А гей клуб «Чайковский» это не позор?

    • Текст не об этом, если вы вдруг его не читали:)

    • А что, он находится в здании музея? Или рядом?

      • Это пять;)))))

      • он выбирает куда ему пойти — в музей или в клуб )))

    • А сам Петр Ильич тут при чем? Он-то гомиком не был, как бы не хотели его к себе записать педерасы.

      • То что его имя таким образом используется. Вот во Франции домашних животных запрещено называть Наполеонами

  • Очень эмоционально и искренне написано!
    Как-то даже в голове не укладывается, что так может быть .

    • Я правда очень хотела туда съездить, но неудобно было ехать без машины. Съездила…

  • В Ясной Поляне, в Шахматово, в доме Пушкина в Питере не помню тоже никаких указателей. Только экскурсовод. В России вообще не принято в домах-музеях какую-то навигацию использовать и лишние рассказы писать.
    Кстати и в доме-музее Сенкевича в Польше тоже никакой навигации и никаких рассказов. Только аудиогид.

    • Дело ж не в указателях. Ну план-то музея можно сделать? Буклет с рассказом? Симпатичный и с ассортиментом магазинчик, а не один заваленный непонятно чем прилавок? Внятные часы работы? Я уже молчу про многоразовые (на самом деле одноразовые) бахиллы, которые там заставляют надевать.

      Кроме того, на территории музея есть не только дом Чайковского, там есть огромное здание с концертным залом, где можно сделать любую современную экспозицию, которая неуместна была бы в доме 19 века. Например, как замечательно о жизни композиторов рассказывает Музей музыки в Вене! Шесть венских композиторов — шесть залов со множеством интерактивных затей, с интересными рассказами (которые в том числе и на стенах for free, а не только в платном аудиогиде). Да кучу можно привести примеров!

  • Наши музеи вообще крайне архаичны, скучны, не умеют показать то, что у них есть. Это в основном хранилища вроде закрытых архивов, а не публичные культурные центры. Оттого и посетители там воспринимаются лишь как покупатели билетов. А в остальном — обуза.

  • Ну вот если честно, то иногда такие «заброшенные» музеи создают свою атмосферу. Хотя без фото трудно сказать, а я в этом музее не была.
    То, что все загорожено и дают бахилы — хорошо, опять же атмосферно.
    согласна с вами в том, что иногда потенциал лежит на поверхности, как нам кажется, и стоит только приложить руку…
    Я сама для себя решила, что как только у меня снова будет такое чувство, в музее или другом культурном, не коммерческом месте — пойду и поговорю с директором. До сих пор, я, как вы, про себя возмущалась
    По-видимому, есть какие-то «подводные камни» про которые мы не занем
    У меня здесь в ЖЖ есть френда, которая работает в музее Борисова-Мусатова в Саратове — у них много интересного и все сделано потому что люди стремятся сделать музей интересным
    Может, их познакомить — я уверена, что директор музея Чайковского тоже ведет ЖЖ

    • Атмосферу чего они создают? Заброшенности?

      Он не заброшенный. В очень хорошем состоянии все там — и парк, и дом, и экспонаты. И много чего там можно сделать для того, чтобы музей рассказывал, заинтересовывал, был местом притяжения для туристов как российских, так и зарубежных. Просто почему-то это никому не нужно.

    • вот присоединюсь к Вам про атмосферу. Не знаю, атмосферу чего… это сложно объяснить, но я лично именно за ней и хожу у русские провинциальные музеи.

      Вот, павильоны ВДНХ, к примеру — хорошая иллюстрация о том, как таблички навесили, инноваций-реставраций понаделали, работников-хипстеров пригласили…. а духа не стало. Улетучился дух.

      • Я кажется знаю, почему «дух» важен-главное окунуться в ту «жизнь», чтобы было все «как было»
        Ну вот как было тогда, почувствовать разницу.
        В Лондоне есть такой дом — просто дом, там все сделано так, как было, когда там жили его настояшие хозяева в 17 веке
        Там даже электричества нет.
        Вот мне с детства запомнилась квартира-музей Некрасова. Про его творчество и тд и так все ясно было. А вот чучело медведя, поднос для писем, даже кровать старинная — запомнились. Мы-то жили в стандартных квартирах, а здесь был другой мир.

      • Люди, вы чего? Какой провинциальный музей????? Это музей ЧАЙКОВСКОГО!!!!!!!!! Не неэкспортируемых из-за сложностей перевода провинциальных российских писателей, а самого известного русского композитора, самого исполняемого композитора, композитора, который является частью национальной идентичности.

        • Ключевое слово национальной идентичности.Чайковский и интерактивные игрища лично для меня не совместимы,суда по кол-ву таких же комментариев и для многих русских людей.

          • Что такое интерактивные игрища для вас?

            Например, в венском Музее музыки есть потрясающий экспонат, рассказывающий о том, как прогрессировала глухота Бетховена. Это шесть трубок типа телефонных, в каждой из которых звучит музыка. Вернее, звучит она в первых пяти, а в шестой — тишина. Это интерактив, это наглядно, это интересно. И совершенно не делает Бетховена хуже.

            Мне очень жаль, что, если судить по комментариям, у нас так много людей, которые не смотрят по сторонам, не интересуются новым, не хотят ничего менять. Зашоренность, ограниченность — вот это меня пугает.

          • Вы сделали не верный вывод.Бетховен и Вена прекрасны, и музей-этот замечательный.Но!Это не значит,что и Чайковский должен иметь тоже самое.Я сейчас не говорю,что этого делать не надо,я призываю к отсутствию столь резкой категоричности в суждении.
            Уверена,что я не единственный человек, который искренне любит музыку Чайковского,и этот музей был ровно то,что я хотела для себя получить.Вам было нужно другое-это не плохо и не хорошо.Вы поделились своими впечатлениями, кто-то вам сказал,что лавка старьевщика-это перебор.И да,для меня это тоже перебор.
            Если этот музей сделают иным, я тоже поеду посмотреть,но это будут иные эмоции,возможно они будут совпадать с теми,которые вы испытываете сейчас.Ведь любой музей-это эмоции.Они или совпадают с тобой или нет.

          • У нас с вами разные запросы, только нет совершенно никакого повода считать, что они не могут быть совмещены. Именно об этом мой текст, а не о призыве повесить таблички.

            Я пишу о том, что личность такого масштаба достойна более крупного и интересного музея. Что в 21 веке есть масса возможностей сделать музей более привлекательным для туристов: сделать план и буклет, тематическую экспозицию, хороший магазин с книгами и дисками, удобный сайт, приложение для айфона, зал с музыкой. И все это никак не сделает Чайковского хуже! И я не призываю повесить в мемориальном доме-музее таблички. Я призываю сделать музей более удобным, потому что музей — это не только место, где хранятся старые вещи, это место, которое образовывает, заинтересовывает. И современный хороший музей открыт любому человеку: и вам, кто хочет увидеть только вещи композитора, и мне, кто хочет услышать музыку и иметь возможность самой побродить по дому, не будучи выставленной за дверь почти за час до открытия, и детям, которых привезли на экскурсию, и тому, кто ехал мимо и решил заехать, экскурсии не заказав, и тем, кто вообще не знал, кто такой Чайковский. Именно так и выглядит грамотно построенный современный музей. В 21 веке в стране, где так много сейчас говорят о русскости, о возврате к истокам и проч, иметь такой несовременный и неинтересный музей, посвященный крупнейшему русскому гению, непозволительно. Именно поэтому я переживаю, что в музее, по-видимому, нет потребности что-то менять, люди, которые там работают, не видят в этом смысла по разным причинам, а из общества такого запроса тоже не поступает.

            Я просто хотела бы, чтобы каждый человек — и вы, и я — приехав в музей, могли там провести время с удовольствием.

  • Я была там 2 года назад и музей невероятно понравился. Даже эти вот многоразовые бахилы — это все про прошлое, про то время. Я попала на экскурсию, рассказывают ООООоочень интересно. К тому же туда приехала группа японских музыкантов-детей. И им разрешили сыграть — они играли со слезами на глазах.

    Главное, что есть в музее — это дух того времени (несмотря на то, что это не совсем та самая обстановка и те самые вещи — ведь война же была, эвакуация, часть дома разбомбили), и, если знать биографию Чайковского, то много становится понятно и так.

    При этом я полностью согласна с тем, что обязательно нужно больше литературы, и что сервис надо повышать, и быть добрее к людям-посетителям. Но это не будет завтра, поколение смотрителей уже не переделаешь, только разве что их внуки может быть?

    • Мы, видимо, чего-то не знаем с мужем о состоянии химической промышленности последней четверти 19 века! Это к вопросу о бахиллах, которые про ТО время.

      Их, конечно, не переделать, именно потому, что кучке людей неинтересно, у великого русского композитора отвратительный музей.

      Смотрителей на пенсию отправить и нанять людей, которым интересно работать, например. Или оставить тех же, но обучить. Или все оставить как есть, но дополнить рассказывающей о Чайковском экспозицией в соседнем здании. Куча вариантов, просто никому не надо это.

    • И вот, конечно, важная еще мысль. Если знать биографию Чайковского. Вы лично много людей знаете, которые с ней хорошо знакомы? А много таких среди тех, кто в музей приезжает? Может быть, надо, чтобы люди приезжали в музей и знакомились там? Заинтересовывать их, учить, делать лучше — это не задача музея, как по-вашему?

  • никаких табличек!

    самое главное — что экспонаты подлинные.. а о Чайковском есть что почитать и посмотреть..
    Как я поняла — это сохранившийся жилой дом композитора. Как это прекрасно! И не надо никаких слов и никаких табличек!

    • Re: никаких табличек!

      Давайте мыслить логично.

      Функция музея — не только сохранять (с этим музей Чайковского справляется отлично!), но и образовывать, быть центром притяжения, местом, которое делает людей лучше, открывает им новое. Музей должен быть интересен туристам, быть центром и туристического, и культурного притяжения, вести научную работу, издавать книги, проводить конференции. Сохранить просто усадьбу 19 века — мало, если речь идет о композиторе такого масштаба. Это скорее вопрос этнографии, истории быта.

      Более того, у музея, по-видимому, есть площади, на которых можно было бы рассказать о Чайковском, его жизни и творчестве, где можно сделать зал, в котором можно послушать самые знаменитые исполнения его произведений, не трогая при этом действительно прекрасно сохранившийся дом и быт. Но этим никто не занимается! Вот это-то и обидно.

    • Re: никаких табличек!

      Вы не обижайтесь, но это прекрасно обычно означает, что музей станет убыточным или уже убыточен. Если в него никто, кроме школьных экскурсий не приезжает, если он не способен заинтересовать так, чтобы в него вернулись — его однажды закроют, каким бы прекрасным он ни был.

      • Re: никаких табличек!

        Поддерживаю!

    • Re: никаких табличек!

      Согласна с Вами совершенно

      • Re: никаких табличек!

        Скажите, какие музеи вам нравятся? В каких вы бывали в последнее время? А какие, напротив, не понравились совсем?

        • Re: никаких табличек!

          На данный момент посещаю музеи не в России преимущественно,аудиогиды беру редко,стараюсь получать печатную информацию,аудиогиды мне мне мешают.Самое тягостное впечатление за последние лет 5 на меня произвел политехнический музей на Лубянке в Москве, но его реконструируют,надеюсь будет хорошо.
          Странное ощущение произвел дом Хундертвассера,то есть сам дом интересный,но напичканные там сувенирные лавки,создали ощущение рынка.
          Из любимых -это музей карет в Вене( мало кто разделяет мое мнение), музей Карлсона в Стокгольме.
          Понравился национальный музей Исландии,музей Эйнара Джонс,музей Кампа.Мне много нравится музеев, написала только из последних впечатлений.
          Находясь в музее я погружаюсь в свои ощущения.
          Даша, надеюсь мое ощущение,что вы вообще не воспринимаете мнение отличное от вашего ошибочны? Просто последнее время,люди,которые пишут не то,что Вы хотите читать,пишут без хамства,а просто высказывают мнение подвергаются странной реакции с Вашей стороны.Надеюсь,это не тенденция,потому что читать Вас интересно,как человек,который почти столько же путешествует мне нравится читать иное восприятие.
          Не хотелось бы получить осадок и остаться с ощущением,что имея такие классные возможности для восприятия жизни вы не смогли справится с тем,что есть кто-то кто думает иначе.
          Удачи Вам.

          • Re: никаких табличек!

            Вам удачи тоже!

            Ваше ощущение неверно. Я веду диалог, пытаясь понять точку зрения оппонента. Именно потому и спрашиваю вас о том, что вам нравится, чтобы лучше понять вашу точку зрения.

  • Да у нас везде так. Могу сравнивать музеи только трёх стран. В Германии каждый музей — увлекательное, часто интерактивное путешествие. А у нас, извините, херня какая-то…

    • Так вот это-то и обидно! Главное, можно же сделать все интересно, и деньги найти на это, кажется, можно, но не надо никому!

      • У меня жена устроилась в музей. Теперь стойкое ощющение, что сотрудники музеев какие-то… странноватые. маленько неадекватные. Смотрят на всех, как на неучей и быдло, но сами зачастую не знают, например, значение слова «датировка»…

  • хоть что то сохраняют — и то хорошо. а инновации в музее появятся при следующем поколении президентов .

    • Конечно хорошо! Но недостаточно!

    • Жаль только — жить в эту пору прекрасную
      Уж не придется — ни мне, ни тебе.

  • Может быть, было решено специально не привлекать к личности композитора внимание, чтобы не создавать прецедентов? Вообще, конечно, Чайковский такого не заслужил. Несколько лет назад я побывала в доме-музее, прямо скажем, не самого известного композитора Эрика Сати в Онфлере (Франция), до сих пор вспоминаю прекрасную экспозицию с аудио гидом без никаких служителей, где был рассказ и о самом композиторе, и о его друзьях, и круге, в котором он вращался, и, разумеется, о той эпохе!

    • Не привлекать внимания к Чайковскому? Я даже не знаю, как такое вообще возможно;)

      • Собственно, я имела в виду определенные наклонности композитора, которые официальной Россией, насколько мне известно, не приветствуются.

        • Я догадалась. Нелепо это вообще обсуждать, мне кажется. Тем более, если уж про официальную Россию речь вести, Чайковский был одной из ключевых фигур истории России на открытии Олимпиады, событии более чем официальном.

  • а вам не кажется, что вы сами себе создали атмосферу приехав без пяти пять??? Я один раз так попал в Павловске…. одно раздражение…. вот и у вас, один негатив.

    • Мне кажется, что качество экспозиции от времени посещения не зависит

    • Без пяти пять, это не без пяти шесть! Музей работал еще час! Рабочее время у них еще не зааончилось и это не повод портить настроен е клиентам

      • Я не писал про «НИХ» уважаемые, я писал про «самих себя» …. «внимательнЕе надо читать»….. а статейка таки вообще на «заказуху» смахивает…. «типо давайте вместе полаем на кого-нибудь»….. бахиллы видите ли им не понравились….. ну так давайте осенью глину тащить в музей, или в шпильках по наборному паркету…. я так вообще не понял сути претензий….

        • Вы текст читали? Бахиллы, те, что должны быть одноразовыми, — многоразовые, синенькие такие. Это тоже позор! Я конечно не против их надеть, это совершенно нормально. Стыдно, что они многоразовые.

          И там нет паркета, если вы вдруг не были в музее.

  • Были в музее зимой. Я так же была разочарована. И не столько этими всеми запрещающими веревками, полным отсутствием какой-либо информации, и да, да — никакой музыки… Очень сильно расстроило какое-то усталое равнодушие, а иногда и недоброжелательность персонала. В выставочном зале была выставка посвященная «Щелкунчику», для нас включили свет (мне показалось нехотя), когда выходили, свет выключили, я поблагодарила смотрительницу, у нее тон был такой, что я ее откровенно пожалела…Только в домике Танеева нас встретили без напряжения.
    В Шахматове вообще нет вещей, пренадлежавших Блоку, и дом восстановлен, но впечатление остались самые светлые, до сих пор вспоминаю. Также и Мелихово — там, действительно, ощущаешь себя в гостях у любимого писателя…
    Еще бы посоветовала Мураново и Абрамцево — прекрасные усадьбы, прекрасные музеи.

    • Спасибо, запишу себе в список!

  • Были в этом музее несколько лет назад с организованной экскурсией.
    Похоже, что музей не предполагает самостоятельного посещения. То есть, он заточен только на групповые экскурсии.

    • И каков музей с экскурсией? Интересно?

      • С экскурсией интересно. Но у нас была она так организована, что вся группа приехала в музей уже подготовленной. Всю дорогу из Москвы в автобусе слушали музыку, сопровождающая много интересного рассказала по пути о Чайковском, о его семье…. И была отличный экскурсовод в самом музее.

    • Ну грош цена музею такому. Присоединяюсь к вопросу мужа: вам понравилось?

      • Понравилось. Но у нас кроме музея еще было много интересного. Музей был только частью экскурсии.

      • В целом согласна с вашей критикой. Если бы я ехала самостоятельно, то наверное впечатление осталось такое же, как у вас. Такое впечатление, что музей существует только для проформы, а его сотрудники только отбывают время.

        • Так и есть, причем не только в этом музее.

  • Да уж, в буквальном смысле, не на оптимистичной ноте закончился ваш рассказ.

    Вообще же грустно. Недавно побывал в Орле. Зашёл в музей Лескова, в музей Тургенева даже не заходил (наружное состояние здания уже было достаточно красноречиво) — ощущения примерно те же.

  • Все так

    Сам из этих мест и тоже недавно был в музее Чайковского: решил освежить воспоминания, т.к. последний раз был в этом музее еще до пожара, в школьные годы (более 12 лет назад). Подпишусь под каждым вашим словом. Тоже, кстати, пришел часа в 4 вечера уже под закрытие.

    Отмечу, что вы еще не посетили дом-музей А.П.Гайдара, музей-усадьбу Д.И.Менделеева в Боблово. Вот там настоящая *опа. Действительно склады вещей-экспонатов того времени. Причем в гайдаровском доме склад весьма покосившейся, т.к. ремонт там лет 50 не проводился. Всем на все пофиг =) Так и живем.

  • Это обычная, нормальная ситуация, так как общепринято нужен экскурсовод для экскурсии, который всё (долго и) интересно рассказывает.

    • Это ненормальная ситуация, поверьте мне, человеку с достаточным музейным опытом. Более того, меня очень сильно вообще в последние годы волнует вопрос музееведения и кураторства.

  • в Мелихово очень приятно и уютно, у нас там раньше дача рядом была. Если ехать из Москвы, то чтобы не мотаться только туда обратно, имеет смысл совместить с Талежем — это там по соседству источник и чистой водой и маленький довольно ухоженный парк вокруг. но в выходные много народу

  • Назвать «лавкой старьевщика», даже для красного словца, дом-музей композитора, где полностью сохранены дух, бытовая обстановка, личные вещи, библиотека и архив П.И. Чайковского- верх цинизма, не ожидала от вас, Даша.

    В этом доме-музее имеется аудиогид на нескольких языках, приехали бы вовремя, так успели бы им воспользоваться.

    Могу предположить, что вы приехали в музей уже «на нервах», злой и раздраженной, может быть что-то случилось по дороге…, а что, ведь вы только учитесь водить автомобиль, это не так просто поначалу, знаю о чем говорю, я 25 лет за рулем.

    • Я приехала в музей в замечательном настроении, вожу я хорошо, я мечтала этот музей увидеть много лет. Я была бы рада взять аудиогид, да возможности у меня такой не было: когда я зашла в музей за час до закрытия, его смотрительницы сидели с сумками у порога.

      Знаете, я не хочу с вами разговаривать. Ни сейчас, ни впредь.

      • Реально с сумками??? Жесть!

        • Да! Реально) сидят такие бабушки у входа с авоськами. Я сначала не поняла, кто это;)

  • Анонимно

    Посетите Воткинск, здесь Петя впервые услышал звуки фортепиано. В том возрасте, когда формируется будущее ребенка.

  • Короче, давай бабло на музей!

    • Его государство дает.

      А у музея есть масса возможностей для привлечения средств — и продажа сувенирной продукции, и привлечение спонсорских денег, да хоть по 20 рублей к билетам в консерваторию прибавлять. Было бы желание.

      Более того, многое из того, что можно было бы в музее сделать, не стоит денег практически никаких.

  • Анонимно

    В городке Каменка ( Черкасская область, Украина) есть маленький музей А.С. Пушкина и П.Чайковского. Это флигелек, оставшийся от усадьбы Раевских. Там по-домашнему как-то. Рояль, на котором разрешают играть. и , кстати, публика реально оценивает свои возможности и не кидается к инструменту…

    • Мне уже рассказали о нем! И тоже отзыв был прекрасным.

  • Все хорошо написано и вы во многом правы, не могу судить сам музей так как не была там, но название статьи некорректно мне кажется.. Может не позор Чайковского,он великий композитор, а позор тем людям, что смотрят за этим домом, а может действительно люди не знают как можно сделать этот музей привлекательнее и интересным как для взрослых так и детей, уверенна -детки, кто учатся в муз школах там бывают частенько и учителям-музыковедам есть что им рассказать про композитора.Это позор чиновникам, что не ценят и не следят за достоянием страны — композиторы такие как Чайковский — гордость России.

    • Простите, что вмешиваюсь, но здесь все-таки грамматическая тонкость, посмотрите, как вы пишете сами: «не позор Чайковского» (позор кого), и затем «позор тем людям» (позор кому). Люди эти и опозорили как раз Чайковского, гордость России. Так что все верно с заголовком. Увы…

  • Так получилось что дальше в ленте мне попалась статья посвященная Макдональдсам, в связи с закрытием видимо.
    » Все разное. Общее одно: те, кто выдают еду, смотрят обычно хмуро, будто от себя отрывают, пельменей им, понимаешь, котлет им, оладий им захотелось, ну так и быть – подставляй тарелку.» (с)
    Как будто тетки из музея живут тогда)

  • «Кто потом заплачет всласть
    над листом бумаги,
    где ещё имеют власть
    точки и зигзаги?
    Это птичье колдовство —
    вскрикнет и сорвётся.
    Эта клинопись его — Музыкой зовётся».
    Люблю Чайковского, но в музее не была.
    Приезжайте к нам в Петергоф ))

  • спасибо за музыку

  • Я бы хотела добавить «5 копеек» человека со стороны. Очень жаль, потому что я бы, например, в музей Чайковского с удовольствием бы поехала с детьми, но в такой музей я с детьми не поеду, потому что это будет наказание. А жаль.

  • Exegi monumentum

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.

    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    10 И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.

    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокой век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.

    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспаривай глупца.

    • наплевать на совковые музеи

  • Музеи бывают разные. Но если подойти к делу с душой и можно и дверных ручек музей открыть, и там будет интересно.
    Недавно была в музее клана Макферсон в Шотландии. Музей располагается в небольшом доме. Вся экспозиция в трех комнатах и двух коридорах. Вход в музей бесплатный, существует он только на спонсорскую помощь и пожертвования.
    К музее одна служительница всего. Фотографии бесплатно можно делать, всегда пожалуйста. Если ее позвать, то она выбежит и с радостью ответит на все вопросы. Сама, насколько я поняла, представительница клана.
    Музей поразил именно обилием информации. Множество всяких генеалогических древ, гербов (каждая семья в клане имеет свой), диаграмм, планов местности (где происходили события, связанные с кланом) и простые распечатанные и заламинированные листы А4 с описанием событий и фактов.
    История клана дана в тесной связи с историей Шотландии. Собраны по клочку и кусочку (путем передачи наследниками ,в том числе, бесплатно в дар музею) реликвии, пусть даже простые бытовые мелочи, но они помогают созданию целостной картины.
    Есть альбом славы, где собраны биографии известных членов клана, в том числе актер, принятый посмертно в почетные члены клана, потому что на съемках сериала Only Fools and Horses он случайно надел пиджак в цветах клана. Есть карта мира, где обозначено, где сейчас они расселились (внушает!). Есть стенд — Известные женщины клана, из который одна — адмирал флота и одновременно программист.
    Есть и сувениры (крохотный прилавочек — места немного) и крохотный чуланчик, где можно фильм посмотреть. И завершает все коробки с пожертвованиями (две — потому что как объяснила служительница, некоторые посетители предпочитают жертвовать не напоказ) и журнал отзывов посетителей.
    По бюджету, интерьерам, персоналу этот музей не сравнить с тем же Пушкинским в Москве, но я считаю, что в музее клана Макферсонов соблюден некий главный принцип музея — повествовательный! — и еще там есть душа.

  • Очень печальный и грустный рассказ((((

    • Он отражает лишь внутренний ад автора. Сам же дом Чайковского стоит в хорошем состоянии, и если есть интерес, можно с ним ознакомиться без проблем.

      • Но что то ведь возмутило автора…(

        • Интерес к искусству здесь точно не при чем. Человек хотел сервиса, а не приобщения к высокому. Ну не виноват Петр Ильич, что жил в доме без информационных стендов.

          • Вы текст читали? Прочитайте!

            Я говорю о том, что есть куча возможностей сделать музей классным, достойным поездки из Москвы, образовательным, интересным туристам. Но этого не делают — вот это и обидно!

      • Какой ад, вы слова выбирайте!

  • Фото — Петра. Вы один раз ссылаетесь на Модеста. Далее обезличено — Чайковский.
    Вы о каком пишите?

  • Была в этом музее, конечно его можно было сделать лучше,но таких отрицательных эмоций он у меня не оставил,я ехала посмотреть на дом одного из любимых композиторов, мне не нужен был аудиогид, и экскурсвод.
    Мне нужно было мое ощущение и этот дом.Я совершенно четко понимала,что это не будут музеи Австрии и Германии,но они и не были нужны.
    Этот музей-это вопрос мироощущения в данный конкретный момент,либо совпали,либо нет.

    • Безусловно, музей — как и многое — вопрос мироощущения. Но то, как музей организован — это не вопрос мироощущения, это вопрос профессионализма и соучастия.

      • Вот тут я соглашусь! Любое действие это вопрос профессионализма, а еще и целевой аудитории на которую это все рассчитано.Этот музей просто для людей в другом ощущении Чайковского, и да его можно сделать другим

        • Вы серьезно полагаете, что музей должен быть интересен только людям с особым ощущением? 😉 правда-правда?

          У меня другая точка зрения: музей должен быть интересен каждому, особенно если это хороший музей. И нет никакой причины, почему разные запросы разных людей не могут быть в музее совмещены. Музей Чайковского — музей плохой, т.к. там неинтересно большому количеству людей. Доказательство этому — смотрители, которые собираются домой за час до конца работы, т.к. к ним обычно никто не ходит.

          Я еще раз и тут хочу написать: я хотела бы, чтобы музей был интересен любому человеку, а того, кто туда попал, мало зная о композиторе, мог бы заинтересовать. Чтобы этот музей стоил поездки из Москвы. Чтобы любой человек, в Москву приезжающий, думал — ого, музей Чайковского, там так здорово, такой красивый дом, парк, образовательные программы, меняющаяся экспозиция, концерты, кафе, магазин! Там все время что-то происходит интересное! Съезжу-ка я туда, не могу это пропустить! А не то, как выглядит сейчас: нужно подготовиться, совпасть в эмоциях, приехать, все понять без гида\буклета, не быть обиженным на то, что тебя не рады видеть, отделаться от ощущения, что тебя не ждали и получить-таки удовольствие. Мой основной посыл в том, что массу всего интересного можно в музее сделать! У него так много уже есть: парк, концертный зал, отлично сохранившийся дом и пристройки, нужно чуть-чуть добавить желания и энегргии! И тогда каждому, кто туда приедет, там будет хорошо.

  • долго не могла подобрать нужных слов.. тема болезненная — сейчас вот так, как Вы, Дарья, описали музей Чайковского, барахтается вся наша культура — музеи, музыкальные школы, художественные. Это системное явление.. Хотя, конечно, это не оправдывает их неприветливости.

  • какие удивительные комментарии ))

    я сейчас практически каждую неделю хожу в мемориальные музеи Москвы и области и разделяю ваше недоумение. Особенно удивительно при этом читать на сайте минкульта в описаниях музеев, что в каждом работает по 10-20 человек, и приезжая, видеть, что большая часть — это хранители, сидящие на стульях и отгадывающие кроссворды и совершенно не рассчитывающие на помощь посетителям. И общее печальное состояние музейных киосков, в которых нет ни краткого путеводителя по музею, ни других материалов о музее расстраивает безмерно, особенно на контрасте с Европой.
    Для себя я сделана несколько выводов — обязательно при посещении музея необходимо брать экскурсию, сколько бы она ни стоила. Без экскурсии можно смотреть только музеи, в которых есть аудиогиды.
    Обязательно стоит приезжать во время минимального посещения музея, чтобы не наткнуться на расстроенных вашим посещением хранителей и не испортить себе поездку.
    Обязательно стоит забыть о комфортном посещении европейских музеев и приготовиться к суровой российской действительности. И воспринимать эту действительность как данность.

    Мелихово и Ясная Поляна мне понравились оень, но в основном за счет того, что они сами по себе очень уютные. В Мелихово лучше всего золотой осенью, отложите чуть-чуть поездку туда до момента, пока листва на деревьях не станет желтой. На обратном пути из Мелизово стоит заехать в Остафьево и, возможно, в Дубровицы — там нет музея, но зато уникальная церковь необычайной красоты.

    Для контраста, попробуйте сходить в дом-музей дяди А.С.Пушкина на Старой Басманной — Вы будете приятно удивлены.

    • Удивительные — это не то слово) просто окно в мир для меня)

      Я согласна с вами со многим, кроме того, что стоит подготовиться к суровой российской действительности! И о комфортном посещении европейских музеев я не хочу забывать, потому что если все те, кто там вообще когда-то был об этом забудут, в нашем музейном деле ничего никогда не поменяется. Мне кажется, нужно говорить о своих впечатлениях именно для того, чтобы было понятно, что есть запрос из общества на перемены, что есть, куда меняться, есть, что улучшать.

      Возьмите хотя бы ГМИИ им. Пушкина. Сменился директор — меняется музей. Год назад я писала о своих впечатлениях от него, комментов было столько же и все они были примерно о том, что руки прочь свои грязные от святого! Ишь ты, кафе в музее захотела! Дома поешь! Прошел год — в Пушкинском благодаря новой власти появились хотя бы крутые сувениры. Стал от этого музей хуже? Конечно нет! Почему перемены случились? Потому что был запрос из общества. Нужно ездить в разные места, смотреть, сравнивать, говорить о том, что ты увидел. Тогда и перемены будут. А если мы все приготовимся к суровой российской действительности, а потом пожмем плечами — ну, это ж Россия! — ничего не будет.

  • Анонимно

    Моя подруга-петербурженка облазила все окрестности нашего областного города в поисках интересных мест. Примерно такое же унылое впечатление оставила у нее музей-усадьба А. К. Толстого «Красный Рог».

  • я в курсе. Поэтому и спросила о каких Чайковских вы пишите? Ссылку на википедию давать мне не надо. я сама туда пишу.

    Да и на будущее, когда копируете код элемента обратите внимание на просмотр.

  • А по поводу весовых категорий Бриттен-Чайковский — это Вы напрасно)) Бриттен-фигура, равная как минимум Шостаковичу (они были друзьями), и он (Бриттен), не менее известен, любим и популярен не только в Англии. Ну, и сравнивать этих двух творцов — дело в общем довольно бессмысленное. А с Вами относительно музея согласен. Но это подход такой универсальный, не только к Чайковскому. Оскорбительное безразличие.

    • Бриттен равен кому??? Шостаковичу??? Чем??? Ладно, не будем это обсуждать.

      • Чем? — Долго объяснять. Да тут обсуждать нечего-Вы у музыковедов спросите. Они всё расскажут, у них работа такая. А демонстрировать свою неосведомлённость как-то уже не комильфо ))

        • Неосведомленность? Ну да, умничать — это комильфо, да. И комментировать то, чего в тексте нет.

          • Ну Вы же в тексте высказались определённо, при этом не будучи в курсе )) Общественность подумает, что это действительно так.

  • Очень хорошо понимаю Ваше ощущение. Нечто подобное я испытала после посещения усадьбы Толстых в Хамовниках. Если бы не скромный аудиогид, то было бы ровно то же самое.

    Из упомянутых Вами музеев, которые Вы планируете посетить, самый чудесный, на мой взгляд, Мелихово. Директором музея долго был человек, искренне влюбленный в писателя и его творчество, и это ощущается во всем. И особенно — в отношении сотрудников музея.

  • Да, сразу было ясно, что Путин виноват во всём…

  • К сожалению, у нас нас в музеях, особенно, в провинции хранители (охранители?) сидят не из любви к тому, о ком собрана коллекция, а для стажа к пенсии.

  • Во-первых, дом Композитора — не то место, которое следует загромождать стендами, табличками, плакатиками и подсветкой. Это разрушает аутентичность.
    Во-вторых, действительно интересующиеся не приезжают за 10 мин. до закрытия и заказывают экскурсии, которые вполне познавательны и интересны.

    • Прочитайте текст еще раз. Я приехала за час до закрытия, меня встретили хранители с сумками у входа.

      Я не призываю повесить в мемориальном доме таблички. Я предлагаю сделать музей более удобным, предоставить людям альтернативу: аудиогид, экскурсия, самостоятельное изучение с буклетом и планом в руках.

  • Съездите в Мелихово, там чудесно!
    Я не люблю брать экскурсии, где-то нужно ждать чтобы собралась группа, где-то ждать экскурсовода. В Мелихово есть варианты и с экскурсоводом, и с аудиогидом (на сайте не указано, но при мне слушали), там просто приятно самому походить (есть минимальная необходимая информация в каждой комнате). И вообще, там совсем другая атмосфера: устраиваются фестивали, праздники, театральные представления, там интересно с детьми (есть специальные программы). Оттуда не хочется уезжать! Мы себя просто заставили.

    • Съезжу! Спасибо за отзыв!

  • Чайковский и вы… Вы хоть это понимаете?
    Дом БЫЛ уникальный.
    Деревянный.
    Интерьеры из местной сосны, которую местные же мастера превратили «во все ценные породы дерева». Наспор, который выиграли… Гости Петра Ильича называли… а это была сосна.

    Был красивый дом, уникальные интерьеры…

    «Директор Галина Белонович рассказала нашему корреспонденту, что в нынешнем году (2004 год) Дом-музей готовился к плановой реставрации. В ходе ее предполагалось завершить работы по дренажной системе, частично отреставрировать интерьеры дома и его фасады. Однако пожар, произошедший на втором, деревянном этаже здания постройки 70-х годов XIX века, значительно увеличил объем реставрационных работ.

    От огня и воды пострадала часть стен (как снаружи, так и частично изнутри) поздней пристройки, где находились кабинеты младшего брата Чайковского Модеста и племянника композитора Владимира Давыдова. Именно они создали музей в доме, где Чайковский провел последние полтора года своей жизни и где была написана его Шестая симфония».
    И музыка звучала…

    Живём в собственном доме в 35 км от Клина боле 20 лет…
    Захаживали в гости к Петру Ильичу несколько раз.
    До пожара…

    • Да, я понимаю, где я и Чайковский, спасибо.

      Я знаю про реставрацию и все то, что вы мне выше написали. Я всего лишь недоумеваю, почему столько возможностей остаются неиспользованными! Именно потому недоумеваю, что мне небезразлично.

  • Мы были в доме -музее Чайковского этой зимой. Только подготовились к этой поездке. Созвонились с администрацией музея, заказали экскурсовода. С нами были двое детей по 10 лет, так даже они слушали рассказ открыв рот! Я не представляю для чего там нужны таблички с надписями. Это Дом-музей с подлинными вещами композитора, а не выставочный зал . Удивительно, как практически все вещи могли сохраниться для наших дней!
    В завершении экскурсии нас проводили в зал на втором этаже и предложили выбрать для прослушивания любое произведение Чайковского.
    Дом-музей находиться в идеальном состоянии и там ЗВУЧИТ МУЗЫКА ,но видимо для тех, кто хочет ее услышать!

    • Я еще раз вам говорю: у музея есть масса возможностей стать интересным и более удобным. Начать надо хотя бы с персонала, который мог бы быть заинтересован в посетителях и не собирался бы домой за час до окончания рабочего дня. Во-вторых, в музее должны быть буклеты, планы, брошюры и другая справочная информация, желательно доступная бесплатно.
      В-третьих, музей должен быть интересен всем: тем, кто заказал экскурсию заранее, тем, кто ехал мимо и случайно заехал, тем, кто знает биографию Чайковского и тем, кто ее не знает. Это не вещи, которые друг друга взаимоисключают. Именно тогда от музея все получать удовольствие, он будет полезным, а его посещение — продуктивным. Именно об этом мой текст.