10 признаков правильного музея

19 июня 2015

DSC03388.jpg

Одно из главных впечатлений от Амстердама — это великолепные музеи, в числе которых обновленные Государственный музей (Rijksmuseum) и Городской музей (Stedelijk). Почему таких музеев пока нет в Москве и что такое правильный музей — об этом я предлагаю поговорить сегодня.


Главное отличие большинства музеев на постсоветском пространстве, таких как Третьяковская галерея и ГМИИ им. Пушкина, от музеев западных лежит в понимании того, что есть музей. У нас музей — в первую очередь научный институт, занимающийся сохранением и изучением, а потому посетители музея часто воспринимаются его работниками как досадная помеха. Думаю, вы не раз сталкивались с недовольными лицами музейных смотрителей. У нас считается, что поход в музей — это нормальная привычка образованного человека, одна из первых его потребностей, а потому такой человек потерпит и хамство, и неудобство инфраструктуры, обойдется без нормального книжного магазина, толковых путеводителей и постоит пару часов в очереди на особо интересную выставку. Любишь искусство? Страдай! Страдание посетителя и неудобства, которые он терпит, возвышают не только посетителя, но и сам институт музея. Такой подход является, безусловно, устаревшим.

Многие же западные музеи отлично понимают, что музей — это такое же развлечение, как поход в парк, на стадион, в бар или день, проведенный у компьютера или телевизора. Они конкурируют с другими доступными горожанину или туристу вариантами досуга, они борются за его внимание, рекламируют себя. Посещая европейские музеи, будь то Лувр или Британский музей, Альбертина или Прадо, Национальная галерея или музей Орсэ, я ловлю себя на мысли, что люди, которые этими музеями управляют, прекрасно понимают, что музей выполняет не только научную, но и развлекательную функцию. Музей — это огромная образовательная возможность, которая не может быть использована на 100%, если его администрация не ставит перед собой задачу конкурировать с другими вариантами проведения свободного времени.

Правильный музей — это:

1. Возможность купить билет разными способами: онлайн, в кассе, в автомате, а потому возможность избежать очереди. В популярные музеи, куда выстравиваются очереди, должна быть возможность купить билет на определенное время, как это сделано, например, в Лувре. Отлично, что спустя годы такая возможность появилась в Третьковке, плохо, что в ГМИИ им. Пушкина такой возможности до сих пор нет.

2. Возможность знакомиться с коллекцией любым удобным способом: с туром, с аудиогидом, с бумажным гидом, без всего.

3. Понятная навигация и оформление выставок: отсутствие ошибок, полные, интересные описания, сопровожденные английским переводом (привет, Новая Пинакотека в Мюнхене, где все было на немецком).

4. Экспозиция, построенная так, чтобы держать тебя в напряжении, вести за собой, рассказывать, обучать. Музей — это не только коллекция, музей — это работа кураторов, причем работа не только с экспонатами временных выставок, но и с постоянной коллекцией.

5. Доступ в Интернет. Идеально, если есть возможность загрузить приложение музея (как это сделано, например, в Государственном музее в Амстердаме) и изучать экспозицию с его помощью.

6. Возможность снимать. Глупо игнорировать желание современного человека делиться тем, что он видит. Искусство от того, что оно снято на айфон, не становится искусством в меньшей степени. Опять же, вспомним, что музей — это лишь один из вариантов проведения досуга, нуждающийся в рекламе.

7. Возможность выходить и возвращаться в течение дня. Чем больше времени посетитель проводит в музее, тем лучше, тем больше он получит знаний и тем больше к тому же он потратит в музее денег — например, не минует книжный магазин из-за усталости. Поэтому здорово, когда есть возможность, например, прерваться на обед, а потом вернуться по тому же билету.

8. Возможности для семейного визита и ориентация на разные поколения: на молодежь, на взрослых людей, на семьи с детьми.

9. Книжный магазин с отличным выбором литературы, подготовленной специально к выставке (нельзя не похвалить ретроспективу Булатова в Манеже за это, например), возможностью купить постеры и плакаты, открытки и сувенирную продукцию, а также издания, которые могут быть интересны туристу: альбомы с фотографиями города, путеводители, гиды. Всего этого фактически нет ни в ГМИИ им. Пушкина, ни в Третьяковке.

10. Кафе или ресторан, доступные не только постетителям, но и гостям со стороны. У человека, пришедшего в музей, должна быть возможность провести в нем столько времени, сколько он хочет, и сделать это с комфортом.

Естественно, что самый главный критерий для музея, — это его коллекция. Но без работы над тем, чтобы с этой коллекцией захотели знакомиться люди хорошего музея не бывает. Меня очень радует, что, судя по интервью новых директоров Третьяковки и ГМИИ им. Пушкина, два этих замечательных музея движутся в правильном направлении.

Интервью Зельфиры Трегуловой (Третьяковская галерея) о том, как сделать «Черный квадрат» популярнее мишек в сосновом лесу

Директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак о том, зачем музею детские зоны, книжные магазины и как музей становится городским пространством

Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить!

На фото — Государственный музей, Амстердам

 

 

 

Категории:
Поделиться:

Следующая запись:

Амстердам: идеальное воскресное утро
17 июня 2015

Сегодня в эфире снова Амстердам: рассказываю о том, как интересно и вкусно провести утро выходного дня в этом замечательном городе. В этом посте не будет каналов и лодок, но будут...   читать дальше

Комментарии:

  • Я в этот раз была в музее Ван Гога, мне оч понравился музей. А еще то, что билеты мы с подругой купили через Фейсбук и прошли без очереди. И магазин там тоже классный (даже 2). Тока вот снимать нельзя, а так хотелось, хоть это и не оч прилично в музее почему-то считается.

    • Это мой план на сегодня:) предвкушаю уже:)

      Съемка желательна, конечно. В Стедилике и Рийксмузеуме снимать можно, хотя вот в Национальной галерее в Лондоне меньше года назад было нельзя.

      • В Национальной галерее фотографировать можно. За исключением зала с картинами Яна ван Эйка (возможно еще импрессионистов запрещают, я их не очень люблю, не хожу в этот зал, поэтому не совсем в курсе).

        «А потому посетители музея часто воспринимаются его работниками как досадная помеха» — вот под этим подпишусь. В Эрмитаже, когда мы стояли у одной картины слишком долго (по мнению смотрительниц), они нас просто стали за спиной громко обсуждать: «че встали и стоят, уже дыру просмотрели». Причем эти наши «культурные тетки и бабушки» даже не знают что висит в зале, в котором они по 10 лет работают на стуле. Охраняют.

    • Потому что вы создаёте пиратские копии чужих произведений, а затем продаёте эти копии, не перечисляя музею никаких денег.

      • Вы правда думаете, что можно продать снятое на айфон изображение картины за деньги? 🙂

        • Запрет не делает разницы между айфоном и топовой зеркалкой.

          Изображение, сделанное смартфоном, годится для печати на журнальном листе. Поэтому если журналист пойдёт в музей и сделает там снимок на смартфон, этого будет вполне достаточно для его статьи. А музей не получит никаких денег за это.

          Пожалуйста, поинтересуйтесь на досуге, с какими убытками заканчивают год государственные музеи…

          • Извините, это смешно. Зачем журналисту делать фото для публикации, когда все есть в сети, в платном или бесплатном доступе?

            Плюс советую вам купить зеркалку и попробовать снять в музее без штатива/вспышки кадр, который можно печатать и продавать.

            Собственно говоря все то, о чем мы с вами тут говорим, — это возможность для музея заработать. Для того, чтобы заработать, нужно сначала вложиться, это логично. Для того, чтобы средства привлечь, есть благотворительность, членство с регулярными взносами, спонсоры и другие вещи.

          • Далеко не все экспонаты всех музеев есть в интернете в достаточно крупном размере.

            Вы правильно пишете, что «для того, чтобы заработать, нужно сначала вложиться». Однако денег, чтобы вложиться, бюджет не даст. Благотворительность в России полностью выбрана на лечение раковых больных и на постройку церквей, а спонсоры не видят никакого смысла вкладывать деньги в содержание государственных музеев, которые не приносят прибыли.

          • Ваша логика мне понятна: все плохо, лучше не будет, зачем что-то делать. Согласиться я с ней не могу.

          • Уточняю: всё плохо, лучше не будет, поэтому цели очень хороши, но достичь их нельзя. Потому что работать задарма никто не хочет.

          • Предлагаю закрыть к черту музеи, коллекции продать, а на вырученные деньги построить что-то ценное, например, торговый центр с подземной парковкой.

          • А так оно и происходит. Видите, в одном музее планируют открыть ресторан, в другом вводят магазины. Государственная политика нацелена на то, чтобы музеи окупались.

          • Невозможно разрешить съёмку фотоаппаратом и запретить штатив. В России нет законов, запрещающих штатив. Поэтому остаётся только один способ — запретить всё.

          • Вы бред пишете. Сам музей продает альбомы и репродукции, копируйте их вволю. Купить за малые деньги можно.

          • Фотография, напечатанная в альбоме, имеет типографский растр. Во-первых, перепечатать её очень трудно из-за муара. Во-вторых, вы при этом дадите деньги музею, купите у него альбом; а когда вы сами фотографируете, музей не получает ничего.

      • Я???? Да я и рисовать-то не умею.

        • Фотокопии создаёте.

  • согласна с Вами на все сто и надеюсь, что в России музеи все равно рано или поздно станут популярным местом досуга не только для туристов, но и для местных жителей. Из любой поездки за границу я обязательно привожу альбомы с репродукциями, коллекционные монеты или открытки, но в Пушкинской галерее меня постигло глубокое разочарование, когда в малюсеньком ларьке я с трудом выбрала магнитик в качестве сувенира. А какой великолепный книжный магазин в Лувре…

  • Всё правильно.

    В Пушкинском (ГМИИ) была недавно приятно удивлена, когда выяснилось, что с билетом, который я купила утром, могу посещать экспозицию в течении всего дня.
    У меня была информация, что на выставке «Вокруг Мункаче» фотографировать нельзя, и фотоаппарат я не взяла. Когда выяснилось, что можно, решила узнать: «А можно ли вернуться вечером с фотоаппаратом?»
    А про перерыв — я уже давно поняла, что бывает такая эмоциональная насыщенность при осмотре (и физическая усталось, кстати, тоже), что надо обязательно делать перерыв с посещением музейного кафе. А теперь можно будет и полноценно обедать, а потом возвращаться. Это актуально и для взрослых, а особенно для детей и подростков. (Мы же не святые, а простые, живые и грешные.)

    • Согласна с вами. Я больше пары часов ходить по музею не могу, хочется присесть, передохнуть, перечитать гид, сориентироваться. В зале музея часто нет места, где можно с комфортом собраться с мыслями.

      Про Пушкинский рада. Это один из самых любимых моих музеев.

  • музеи версии «лайт» вам хочется, нужно развлекаться и не париться — так, чтобы публику не напрягать лишней информацией — типа — нечего книжки текстом перегружать, можно и комиксами все объяснить. и выставки какие-нить попопулярнее, поярче нечего всяких шишкиных развешивать, надоели.
    абсолютное большинство перечисленных вами пожеланий укладывается в интернет-версию из дома — тут и фотки и кофе и тур и всё что хочешь. можно никуда и не ходить.
    кстати, наши музеи не испытывают недостатка в посетителях — в Третьяковке давно были?. а дальше — ваш выбор, что считать ценностью — экспонаты или кафешки
    кстати, пару лет назад (или чуть раньше?) Эрмитаж привозил коллекцию вот в этот самый музей, там очередь стояла в три витка вокруг всего здания. как билеты не продавай семью способами, а дозирование количества публики в здании все равно регулируется обычными способами.

    • Шишкин — это и есть самое популярное:) вы прочитайте интервью директоров музеев, интересно.

      • вот именно. ничего искусственно с попкорнами изобретать не нужно.

    • А почему вы считаете, что или-или? Почему серьезная выставка не может сопровождаться комфортом в виде понятных стендов, кафе и пр? На самом деле во имя искусства необходимо пострадать?

  • А меня вот всегда очень печалит, что в Эрмитаже студентам, у которых бесплатный вход по студенческому, надо стоять в общей очереди, чтобы получить «пустой» билет. Ну сделали бы хоть для всех льготных категорий отдельную очередь.. А то в сезон там простоишь часа 2 точно

    • Хорошо устроились)

      Мало того, что бесплатно, так студентам нужно еще и без очереди пролезть :/

  • amsterdam? washington dc!

    National Mall

  • Частный музей самый лучший,
    Государство ж всегда политично,
    там партийная мешура,
    лезет из щелей отлично.

  • Сразу видно, что в лувре вы не были или были очень давно и не правда.
    А зачем в музее интернет и кафе, простите? Вы в музей поесть идете? А без магазина музей -не музей?
    Музей- прежде всего образовательная функция, а не развлекательная. Музей должен душу насыщать, а не желудок.

    • О, Даша! Бонжур. Давно не виделись!
      Музей — это огромный образовательный потенциал, совершенно с вами согласна.

  • А в Лондоне все главные музеи бесплатные, а в платных музеях не нужно билета после 14:00.!

    • Да, это здорово! Можно заходить столько раз, сколько хочется, настоящая роскошь!

  • В Москве вай фай в Метро,а в Пушкинском нет возможности купить билет по кредитке. С сувенирами тоже беда.
    А в целом согласна с Вами

    • Про вай фай навеяло: была тут в офисе МГТС, удивилась наличию там вай фая) А туалета для посетителей как не было, так и нет. Печалька)

    • В Пушкинском уже давно можно купить билет по карте.

      • Плюсую! Была в последний раз в Пушкинском месяц назад, оплатила билет картой.

  • Исторически концепция музейного дела менялась, и не раз. И будет меняться.

    Теперь делается упор на желание затащить в музей человека, которому внушили, что он уже сам по себе совершенство и весь насыщен информацией. Но на самом деле он мало знает, а то и не знает ничего. Идентичен тёте Моте из колхоза «40 лет без урожая».
    Отсюда требование развлекать. Пришёл, развлёкся. забыл. Реклама, досуг, селфи, Киса и Ося здесь были. Если можно купить хороший альбом или каталог, к чему всюду селфи? «Мы должны зарабатывать деньги».

    Книжные магазины, удобные кафе, навигация и гиды всех видов нужны обязательно!!!!

    Борьба с Шишкиным ведётся уже 50 лет, причём безуспешно. Для музейного работника это дикое и странное занятие. Что-то вроде объявления готики радикалами эпохи Возрождения уродством и варварством. Или вроде борьбы советских тупиц с авангардом.

    • А кто борется с Шишкиным? Я не увидела этого в словах директора музея. Она рационально говорит о том, что ее задача — привлекать внимание ко многим шедеврам из коллекции Третьяковки, а не только к тем, которые попали на фантики конфет. По-моему, вполне разумный подход.

      • Фантики не при чём. Можно и с Малевичем сделать фантики, от этого суть его не изменится. Да и конфет с мишками сейчас мало, это уже чья-то зарегистированная торговая марка, и далеко не все их видели. Меня покоробило, что интервьюируемая считает мишек на фантиках нормальным — «Бог с ними», ширпотреб, мол, а вот «Чёрный квадрат» священная корова, его на фантики нельзя. Хотя школа Малевича с современным дизайном связана кровно, в отличие от Шишкина.

        Драма Третьяковки в разрыве коллекций , когда вдруг ставится жирная точка в начале ХХ века. Авангард на Крымском валу падает на зрителя с Луны, с нуля. Отдельно поданное блюдо на экспорт и для неких «современных молодых людей». Это прошлый-то век. Вот потому и посетителей не так много, что есть это нечто оторванное.
        В Эрмитаже получается гармоничнее.

  • Даша, как я с вами согласна! Мы путешествуем обычно с детьми и как жаль, что наши музеи не имеют лифтов. Две недели назад были с детьми в Стамбуле в музее Рохми Коч (музей открыт в здании промышленного назначения , дочери 3,8, сыну 9 месяцев, лифты просто везде, мы гуляли почти 6 часов, сын за это время 2 раза выспался- в нашем городе мне даже пойти с ним в музей в голову не приходит…

  • В целом согласна. Но не могу не отметить, что наши музеи сейчас меняются в лучшую сторону и не все так плохо. И музеи России это не только Третьяковка и Пушкинский. Например, в Эрмитаже сейчас есть возможность купить билеты разными способами-и терминалы, и электронные, и в кассе. Есть даже интернет-магазин с сувенирами)).
    А в Третьяковке я давно засматриваюсь на курс лекций(там такой выбор абонементов, что глаза разбегаются! и что радует-для детей много программ), но никак все не получается по времени.

    • На фб комментируют про Эрмитаж — https://www.facebook.com/d.sirotina/posts/10206829768049470?comment_id=10206830231741062&notif_t=feed_comment

      Лекции в Третьяковке хорошие, я туда целый год ходила.

      • В Питере бываем минимум раз в год и ни разу в очереди в Эрмитаж не стояли, видимо у нас что-то с кармой)))) Жаль, что у кого-то такой негативный опыт.
        Вернулась из Питера позавчера. В Русском музее наблюдала картину-пара среднего возраста живо интересуется — где туалет. Объясняют как найти. Через несколько минут они возвращаются с пакетиком помытой черешни и продолжают осмотр экспозиции…Тут мне искренне становится жаль тех самых вечно недовольных музейных бабушек.

  • Конкретно названые вами музеи, такие как лувр и орсэ, принципиально не отличаются от крупных московских. Отдельные «хорошие» — исходя из вашего определения (отличающиеся от классических и более интерактивные), есть и у нас и за рубежом. У нас например — еврейский музей в Москве и, к примеру, музей политической истории в особняке Кшесинской в Питере. Последний — просто замечательный музей и вряд ли такой еще где-то есть. Хожу в каждый приезд — несколько раз в год.

    • Да, Еврейский музей отличный. Гараж тоже прекрасен!

      В Орсэ есть онлайн-покупка билетов и возможность потому пройти без очереди, отличный выбор гидов, кафе, интернет, великолепный книжный, так что по дополнительным услугам и тому, как музей организован, Орсэ выигрывает и у ГМИИ им. Пушкина, и у Третьяковской галереи, и у Эрмитажа.

      • Соглашусь про оснащение орсэ, тут не поспоришь. Просто кафе для меня не критерий, а к расстановке экспозиции в орсэ у меня ооочень большие вопросы, кроме последнего этажа там всё нелогично и дико запутанно, имхо. Я три раза была, уже выучила что где и всё равно эта нелогичность очень мешает. Само помещение для музея не лучшее. На последнем этаже идешь через сквозную галерею импрессионистов и это решает, а весь остальной музей это маленькие комнатки куда надо заходить и выходить. Для меня такая проблема важнее плюсов от онлайн покупки билетов и кафе.

        • Главный критерий — это коллекция, я об этом пишу. Я говорю о разнице подходов у нас и у них и о том, что западный подход более прогрессивен и, к счастью, перенимается и нашими музеями. Повторюсь, но задача современного музея еще и в том, чтобы привлекать туда тех, для кого искусство не является безусловной ценностью. Музей конкурирует с другими вариантами досуга и для того, чтобы в этой борьбе выиграть, ему необходимо меняться.

          • Западный подход зачастую основан на том, что музей должен не окупаться, а получать деньги за просто так. В России этот подход работать не будет, потому что музеи должны зарабатывать на своё развитие. Если в области не хватает денег на ремонт автомобильных дорог и отопления — область тем более не сможет тратить деньги на витрины и лампы в музеях, оплачивать дармовой вайфай и ставить банкетки.

          • Так наоборот! Кафе и магазины — это прибыль. Банкетки — это шанс, что человек проведёт больше времени и тоже потратит деньги в кафе и магазине

  • У меня был лет 8 назад культурный шок как раз в музее Ван Гога, когда я думала, ну почему же там все так шумят, почему дети носятся:)) потом походив еще по множенству музеев в Европе и вернувшись в музей в России – вот уж где меня поджидал культурный шок:) а в прошлом году в Пушкинском музее в Москве нам так нахамила сотрудница музея, что я просто встала как вкопанная и не знала что сказать от такой неожиданности – хамство в музее? Как так?
    А так мне европейские музеи нравятся именно своей интерактивностью, они вовлекают посетителей в свою жизнь, делают ее интересной. Я так с удовольствием возвращаюсь в некоторые музеи снова и снова, именно за новой дозой впечатлений.

    • Да, я тоже помню, я на выставке Диор в Пушкинском достала телефон (это даже не смарфон был), чтобы написать подруге, какая фантастическая выставка и как жаль, что она не со мной. Как на меня шипела смотрительница… Да…

  • Согласна полностью, в музеях Амстердама еще не была, но еду в июле и предвкушаю уже сейчас. В Москве также преимущественно хожу в ГМИИ и Третьяковскую галерею, работаю в пешей доступности и теперь могу себе позволить ходить вечером в четверг, как минимум. Рада, что в них происходят изменения, пусть и в пределах их возможностей))) Теперь хочу еще на лекции, все никак не соберусь.

  • 5. За чей счёт этот доступ в интернет? Разве не достаточно доступа через сотовую связь?

    10. Каким образом кафе и ресторан, если сдавать площади музея в аренду запрещено?

  • Для меня хороший музей — это возможность погружения. Неважно, кто там работает, какие технологии. главное, что бы извлекалось из посещения что-то (знания или эмоции). Ну и что бы никто не мешал)
    Из последних ярких впечатлений — Музей Панорама «Сталинградская битва» в Волгограде. Атмосферное и даже тяжелое место, в котором через себя пропускаешь события минувших дней. Этот музей не проходит некоторые Ваши пункты, но это музей пока для меня лучший.

  • мне еще очень не хватает нормального освещения в музеях, я раньше думала, что это для сохранности экспонатов, но в большинстве европейских музеев, где я была, такой проблемы не заметила, а у нас — очень часто свет расположен слишком высоко и под неверным углом, из-за чего плохо видно.
    «Пять веков итальянского искусства» в Пушкинском я потом и вовсе «пересматривала» дома на компьютере.

    ну и да, смотрители наших музеев часто портят впечатление. однажды мне досталось от такой старушки-одуванчика за то, что я сфотографировала на телефон (без вспышки, конечно!) табличку с названием работы и автором, хотела дома найти подробную информацию.

    • Причина плохого освещения в том, что посетители музеев отказались платить за покупку и монтаж хорошего освещения.

      • Дооо? Эрмитаж для иностранцев дороже кучи европейских музеев

  • Я думаю в музее Всё должно быть сделано так, чтобы было приятно проводить время, в этом я полностью согласна с Дашей. Моя дочь , которой 7, обожает ходить в Музей и Галерею Искусства в Аделаиде, где мы живем. Это бесплатно, в Галерее прекрасное кафе , отличный магазин сувениров и очень внимательный сервис. Там же находится большая комната для детей где они могут заняться рисованием, лепкой итд. Тема детских занятий перекликается с темой выставки, например когда привозили French Fashion из Парижа, то детей просили составить наряд на манекене из обрезков ткани.
    Такое отношение к посетителю идет прежде всего от уважения к людям. Здесь нет тенденции смотреть на посетителей свысока; искусство создается для обыкновенных людей, а не для смотрителя музея.

    • Спасибо за поддержку! Особенно согласна с последней фразой. Браво!

  • Примеры ГТГ и ГМИИ нельзя переносить на другие музеи, потому что ГТГ и ГМИИ купаются в деньгах. Их задача — потратить деньги, поэтому они могут рассуждать о том, как правильно тратить деньги.

    Задача остальных музеев России — выпросить премию для своих сотрудников, которые сидят на ставке в десять тысяч рублей.

    Для ГТГ важно, что «постоянную экспозицию нужно обновлять». А для остальных музеев важно, что раз в пятнадцать лет вдруг дали деньги на создание экспозиции, и больше уже не дадут, поэтому надо не тратить их на доделку старых залов, а построить вечную, впредь не требующую расходов экспозицию.

    Для ГТГ важно, что картина «путешествует по выставкам». А для остальных музеев важно, что сделать совместную выставку в музеем из соседней области нельзя — слишком трудно наладить совместную работу администрации двух областей, чтобы получить разрешения на организацию такого проекта. Да и кто даст деньги?

    ГТГ собирает огромные деньги за печатание картин на конфетных фантиках. А для остальных музеев это невозможно — никакая фабрика не станет платить сотни тысяч рублей за картины из областного или районного центра, хотя авторы этих картин — те же самые передвижники.

    ГТГ «планирует свою выставочную программу как минимум на два года вперёд». А обычные музеи не знают, будут ли у них деньги даже в ближайшем полугодии, поэтому не могут планировать выставки так далеко.

    • ГТГ и ГМИИ купаются в деньгах, а сделать нормально не могут — вот это-то и жаль.

      • Из интервью мне показалось, что ГТГ обновляет постоянную экспозицию, возит картины по выставкам, планирует свою выставочную программу как минимум на два года вперёд.

        То есть кое-что они делают хорошо.

  • насчет страдания («Любишь искусство? Страдай!»): в нашей стране такой подход не только к тем, кто любит искусство и музеи, а вообще ко всем гражданам в любых ситуациях, к сожалению.

    • Это успех, я считаю. Эта мадам меня давно косплеит;)

    • Действительно хорошее кофе — это тоже искусство, ИМХО.

  • Согласна по всем пунктам! Я в музеи чаще всего хожу с ребенком, и мне важно, чтобы были и кафе, и аудио гиды, и возможность отдохнуть! Потому что без этого он устает очень быстро.
    Отличные в Голландии музеи! Мы успели только с государственным музеем познакомиться ( весь не успели осмотреть) и дом Рембранта посетили. Остальные пришлось отложить др следующего раза. Еще один повод вернуться!:)

  • Даша, а какова ваша позиция в музейной дискуссии о возвращении ценностей? Там пушкинский музей не последнее место занимает…

  • моя любимая тема!

    и из последних посещённых — музеи Мальмо — самые удивительные стали.
    конечно я была в других…парижских-лондонских…амстердамских
    но мне больше в мальмо понравились.

    и кафешки, и интернет и туалет — лично мне нужны в галлереях-музеях, как и уединённый уголок — полистать огромную книгу и отдохнуть.
    btw
    В Амстердаме — Amsterdam City archives — амезин место и выставки!
    всё — free

  • Обожаю книжные и сувенирные магазины при музеях и очень расстраиваюсь, если их нет вообще или ассортимент не радует.