О том, когда появилось понятие «дизайн интерьеров», о том, как устроены лондонские дома внутри, как менялись привычки лондонцев с течением времени, а также о мебели, обоях, тканях и посуде, характерных для обстановки домов лондонцев среднего класса, рассказывает потрясающий лондонский музей Джеффри. Для вас на основании музейного гида я подготовила обстоятельный пост, который нужно прочитать каждому, кого занимает декорирование и обустройство дома.
Музей Джеффри занимает здание бывшей богадельни и исследует то, как менялось устройство и обстановка домов, а также стиль жизни лондонского среднего класса. В музее, вход в который бесплатный, воссоздано несколько гостиных разных веков, демонстрирующих разные стили, и рассказано о том, как менялись вкусы и привычки людей, живших в Лондоне в 17-20 веках.
Гостиная (hall) в 1630 году. Гостиная считалась главным пространством в доме, где проводили время члены семьи, а также персонал, обслуживающий семью и расположенный на первом (ground floor) этаже семейный бизнес, например, магазин или мастерскую. Это место для приема пищи и встречи гостей. Гостиная — место общественное, в то время как другие комнаты, например, спальни, считались уже более личной территорией. Ну, с 1630 года мало что поменялось, правда?
Традиционный для этого периода тип отделки стен представляет собой дубовые панели, из дуба же выполнена мебель. Разница в оттенках продиктована тем, что мебель — это оригинал 17 века, а панели — современная копия. На полу — что-то типа большой циновки, которую принято было сбрызгивать водой для того, чтобы не давать пыли подниматься. Для ароматизации покрытия использовали ароматные травы. Камин для готовки, конечно, не использовали (пищу готовили на кухне в задней части дома); перед ним — кресло, которое занимал глава семьи или почетный гость дома. Стол раскладной. Обратите внимание на то, как необычно убираются под него табуреты.
Интересно, что устройство или, вернее, расположение бизнеса (магазина, мастерской, бюро), где проводил большую часть времени глава семьи, сильно влияло и на лондонскую архитектуру, и на распорядок дня. Если в 17 веке хозяин дома держал лавку или мастерскую на первом этаже дома, в котором жил, и имел возможность обедать (обед был главным приемом пищи) вместе со всей семьей в 12 часов, то позже, когда бизнес-помещения стали отделены от жилых домов, главным приемом пищи стал не обед, а ужин около 18-19 часов, то есть в то время, когда хозяин дома уже вернулся с работы.
Большая часть Лондона была разрушена в пожаре 1666 года, за которым последовал период активного строительства и восстановления британской столицы. Дома теперь предписано было строить не деревянными, а каменными, 3-4 этажными. Как правило они имели 2 комнаты на каждом этаже; первый этаж по-прежнему был коммерческим. Самой большой комнатой в доме оставалась гостиная-столовая (dining room/parlour), которая имела окна на улицу. В Музее Джеффри скопирована комната в одном из домов, построенном в 1686 году в лондонском Сохо. Панели, которыми отделаны стены, сделаны уже не из дуба, а из более дешевой сосны (и очень напоминают отделку стен в моей квартире, да), окрашены краской естественного светло-серого цвета, камин отделан мрамором. Дома топятся в то время не деревом, а углем. Если раньше окна были распашными, то теперь они стали подъемными. Ковры могли позволить себе не все; зачастую полы, сделанные из сосны, оставляли открытыми.
Этот тип гостиной отличается большей приватностью, чем была характерна для комнаты на предыдущей фотографии. Мебель стала легче, самым престижным материалом для нее стал орех, более дешевым был бук, который часто покрывали черным лаком для имитации традиционного для Китая и Японии стиля. Комната наполнена вещами, призванными демонстрировать статус семьи, например, здесь есть часы, зеркала, чего не было в обиходе среднего класса еще несколько десятилетий назад.
На фотографии выше — гостиная в лондонском доме в 1745 году. Мало что изменилось по сравнению с концом 17 века. Стеновые панели по-прежнему сделаны из сосны и покрыты светлой краской, пол не закрыт ковром, камин отделан мрамором. Комната по-прежнему использовалась как гостиная и столовая для семьи и ее гостей, обычная обстановка обязательно включала в себя раскладной стол с комплектом стульев. На этой фотографии интересен столик, предназначенный для шитья или подачи чая: он имеет основание-трипод и поворотную столешницу, что позволяло хранить его компактно у стены.
В моду вошли горячие напитки (чай, кофе, горячий шоколад), что потребовало появления соответствующей посуды. Фарфор импортировался из Китая и оставался дорогим, более дешевое производство было налажено в Европе и Великобритании только к концу века.
Комната на фотографии выше относится к 1790 году. Выбор текстиля, предметов обстановки стал шире, цены — ниже, стали популярны обои, обставлять дома по последней моде стало проще. В отделке стен стало принято использовать сочетание обоев в верхней части и панелей в нижней. Панели и окна стало принято красить белым, что явилось отголоском моды на опрятные, изящные и респектабельные одновременно (neat) интерьеры.
В убранстве комнаты появились ковры — их делали в уже не в Китае и Турции, а в Англии и Шотландии, а потому этот предмет интерьера стал более доступным.
Зеленое суконное покрытие стола говорит о том, что использовали его также для игры в карты. Стулья — дизайна Томаса Чиппендейла (1762 года), крупнейшего мастера английского мебельного искусства, чья фамилия стала нарицательной. Материал — красное дерево, обивка сделана из конского волоса, который ценили в то время за прочность.
На фотографии выше лучше виден рисунок обоев (это современная копия с образца 1780-х годов). Бюро, на котором стоят цветы, использовалось для написания писем и ведения домашней бухгалтерии, причем запиралось на ключ — наличие в доме слуг заставляло особо заботиться о сохранности ценных вещей.
К 1830 году гостиная (drawing room) и столовая разделились и гостиная стала комнатой, где отдыхают после обеда или ужина. В течение дня она использовалась преимущественно хозяйкой дома и ее гостями, члены семьи собирались здесь для чтения, рисования, игр или игры на музыкальных инструментах. Перед ужином здесь собирались гости, сюда же возвращались после ужина, причем первыми в гостиной располагались женщины, а мужчины присоединялись к ним уже после того, как были выкурены сигары и выпит портвейн.
Комната на фотографии скопирована с гостиной в Клэпхеме, на юге Лондона, которая располагалась на втором этаже, имела окна от пола до потолка, выходящие на улицу, и небольшой балкон с коваными перилами. Именно большое окно, богато украшенное и драпированное, стало вместо камина фокальной точкой гостиной. Панели практически вышли из моды, ковры стали не просто квадратными и расположенными по центру комнаты, а большими, подогнанными точно по размеру помещения, что говорит о том, что их производство стало еще дешевле. Стало модным сочетать, координировать разные предметы декора и обстановки между собой. Термин декорирование интерьера стал популярным именно в это время, бум интерьерных публикаций пришелся также на начало 19 века. Гостиная в это время чаще всего имела круглый стол в центре, несколько небольших столиков, предназначенных для письма, шитья или рисования.
На этой фотографии также интересны защитные вышитые экраны у камина, регулируемые по высоте. Очертания мебели остаются классическими, с многочисленными отсылками к античным формам — видите меандр на спинке кресла? Общее оформление комнаты очень декоративно, обращает на себя внимание обилие орнаментов и картин, более удобные диваны и кресла, богатство текстиля.
На фото выше — гостиная в 1870 году, в викторианскую эпоху. К этому времени бизнес-помещения окончательно отделились от жилых, хозяин дома стал ездить на работу в другую часть города, жилые дома стали все чаще располагаться в пригородах. Слуги стали проводить время в специальных помещениях, отдельные комнаты были выделены для детей и их нянь, так что гостиная в течение дня считалась женской территорией. В целом, комнат в доме стало больше и каждая из них получила отдельную функцию.
Гостиная в это время стала располагаться на первом этаже, а сами дома — строиться в более тихих зонах города. Типичным стали bay windows — мы бы назвали их эркерными. Посмотрите на фото ниже, чтобы понять, о чем речь.
Викторианские гостиные стали более уютными, еще более декоративными, с обилием орнаментов и текстур. Развитие производства привело к тому, что предметы декора стали еще более доступными, а выбор — еще шире. Появились в обиходе и предметы интерьера, копирующие стиль предыдущих эпох. С развитием почты популярность приобрели столы для написания писем, письменные приборы. Цвета обивки и штор превратились в более яркие с развитием технологий. Именно на это время пришелся расцвет таких марок обоев как Cole&Son или William Morris, популярных до сих пор.
Свечи ушли в прошлое, на смену им пришли масляные лампы, акцент с окна сместился снова на камин как символ домашнего уюта. У слуг стало больше уборки — горящее мало оставляло налет на мебели и стенах. В семье как правило были повар и домработница, хотя общее количество персонала сильно зависело от размера и положения семьи.
К 1910 году (фото вверху) огромное значение для формирования облика типичной лондонской гостиной начали иметь принципы движения искусств и ремёсел, опиравшегося в свою очередь на идеи прерафаэлизма. По сравнению с викторианскими интерьерами, интерьеры начала двадцатого века выглядят проще с точки зрения орнаментов и фактур, цвета превратились в более размытые, количество мебели уменьшилось. Основным декоративным приемом стало сочетание оклеенных обоями стен и оформленных белым плинтусов и дверей. Ковры, занимающие всю комнату, были вытеснены изделиями меньшего размера, которые можно было легко снять и почистить. Шторы также приобрели более простые и лаконичные формы.
Люди начала 20 века с удовольствием собирали предметы старины; на рынке появилось еще больше предметов, повторяющих стиль различных эпох.
В домах по-прежнему работали слуги, управление которыми осуществляла хозяйка дома. Женщины в большинстве своем не работали вне дома, занимаясь домашними делами, детьми, часто при помощи няни. Дому уделялось большое внимание как возможности подтвердить свой статус и упрочить положение в обществе, а потому по-прежнему были популярны домашние ужины и приемы.
В это же время в домах появилось электричество и холодная и горячая вода.
К 1935 году (фото выше) большое распространение получили квартиры, проживание в которых было адекватным выбором для женатой пары, еще не имеющей детей. Квартиры были небольшими, а потому гостиная совмещала несколько функций — точь-в-точь как в наших современных домах. Скромность площади компенсировалась комфортом, недоступным прежде. Электричество, телефоны, постоянная подача горячей воды, центральное отопление стали обычными и привычными в зданиях того времени, на первом этаже зачастую имевших магазин, ресторан, парикмахерскую или плавательный бассейн.
Комнаты приобрели более вытянутые формы, мебель и потолки превратились в более низкие. Линии мебели стали проще и современнее, гораздо меньше использовались декоративные орнаменты, деревянные окна сменились металлическими, которые давали квартире больше света. Камины, хоть и не служили больше целям отопления, оставались все еще популярными. Отдельных помещений для слуг в квартирах, конечно же, не было, но почти каждая семья имела приходящую ежедневно домработницу или уборщицу. Вечерний досуг включал уже не игру на фортепиано, а прослушивание радио или граммофонных записей. Ужины сменились коктейльными вечеринками в том числе и по причине нехватки места.
В целом, квартиры были более дорогими, чем дома в пригороде, но не требовали таких усилий по поддержанию в порядке и, что важно, соответствовали современному темпу и стилю жизни.
Таунхаусы, построенные в 1950-х, были чаще всего выдержаны в модернистском ключе, имели 2 или 3 этажа, общий для нескольких зданий или иногда частный сад, гараж. Стала популярной открытая планировка, создающая впечатление простора, невозможная раньше — открытое помещение ведь гораздо труднее отапливать.
Слуг и помощников по дому почти не стало, домашнюю работу начали выполнять взрослые члены семьи, а потому удобная планировка вышла на первый план. Поведение и ведение дома приобрели более неформальный характер, комнаты перестали иметь строго заданное назначение, к тому же, их число уменьшилось.
Белые стены, двери и потолки, паркетный пол, ковер в центре — такой мы видим гостиную этого периода на фотографии вверху. Скандинавская мебель или же произведенная в Британии мебель похожего стиля стала популярной за счет своих чистых и строгих линий. Стало меньше безделушек на открытых поверхностях, ведь убираться людям того времени приходилось самостоятельно. Вошли в моду домашние растения, ассоциировавшиеся со здоровой атмосферой и чистым воздухом.
В 1950-х появились телевизоры и окончательно заняли место фокальной точки в гостиной. С появлением телевизоров связано распространение низких кофейных столиков, не закрывавших обзор.
На 70-80 годы пришлось превращение многих фабричных помещений в Лондоне в жилые, что дало толчок развитию стиля лофт.
Дизайн этой квартиры-лофта 1998 года вполне узнаваем. Сочетание желтого и синего, очень модное в тот период, появление барной стойки, стеллажи для техники, использование металла и стекла — мы с этим стилем хорошо знакомы. Микс современной мебели и предметов дизайна середины 20 века, объединение кухни, гостиной и столовой — лично я узнаю в этом описании свою собственную квартиру. Именно такой подход к планировке, первоначально появившийся именно в лофтах, стал обычным и для квартир, расположенных в многоквартирных домах, и для таунхаусов.
Использование фактур и цветов стало более умеренным, минималистичным, как элементы декора в таких квартирах стали восприниматься архитектурные особенности здания — колонны, балки. Расцвет этого стиля пришелся в Британии на 90-е годы, мы же, похоже, переживаем его последние несколько лет.
Музей произвел на меня неизгладимое впечатление — я давно очарована лондонскими домами, с удовольствием читаю книги о повседневной жизни лондонцев разных эпох, не отклоняю приглашения в гости, дающие возможность посмотреть, как живут сейчас жители британской столицы. Если вы как и я интересуетесь дизайном и декором интерьера, вы ни в коем случае не можете пропустить музей Джеффри.
Δ
Хороший музей! Очень удачно прочитала за неделю до командировки в Лондон, а поскольку перед командировкой были свободные выходные… Получился викенд «музеев дизайна», ну, в некотором смысле. Джеффри в субботу, Eltham Palace в воскресенье, V&A в понедельник. В Джеффри мне кафе понравилось — очень приятное. Там в окрестностях довольно стремное все какое-то, не вызывает желания зайти-посидеть.
Eltham Palace, кстати, рекомендую. Это за Лондоном, за Гринвичем. Королевский дворец, в 1930х годах выкупленный парой аристократов-светских львов 🙂 И отремонтированный (изнутри) в стиле арт деко ( https://en.wikipedia.org/wiki/Eltham_Palace ).
Очень рада! Знаю Eltham Palace, надеюсь, и туда доберусь!
Интересно!
Спасибо! Очень интересно и познавательно!
Пожалуйста!
Мне ужасно нравится викторианский стиль. Всё вот это, Ирландия, Англия, я прям люблю очень очень. А ещё я когда то непонятно почему, случайно, купила книжку Бейкер-стрит в эпоху Шерлока Холмса. И там прям по главам: про дом, транспорт, освещение, почта и т.д. Мне она правда показалась немного слишком подробной: там уже пошли технические подробности устройства фонаря, пневмопочты, корабля… А какие иллюстрации тогда были в газетах!!!!!!!!!!!!!!!!!
https://get.google.com/albumarchive/105140227805098373087/album/AF1QipOG5FXe97-3KJt32fb4GVWGaZUi7wcTZx2fdhU
http://www.e-reading.club/book.php?book=1014384 Вот эта книжка еще хорошая на ту же тему.
Спасибо
Надо же! Мне, честно говоря, даже не приходило в голову связывать кофейные столики с появлением телевизоров, а оно вон как, оказывается)) Спасибо, очень интересный пост!
Пожалуйста, Альбина! Да, я тоже никогда об этом не думала;)
Великолепный пост!
Спасибо;) приятно, что есть те, кто читает, а не просто картинки смотрит.
Dariya Sirotina мне даже Диккенса захотелось перечитать )))
Да-да. Я после этого музея была как раз в Музее Диккенса. Если руки дойдут — расскажу:)
Dariya Sirotina Расскажи )) хотя я Диккенса не очень люблю, он на мой взгляд излишне няшный… Вот Льюс Кэрролл! Или Эдгар Аллан По…
Хотя может быть и надо под время подстраиваться. Это мы выросли на ТВ с двумя каналами, по которым было «Международное обозрение» и прочий «Клуб кинопутешествий». Поэтому читали много… А у современных даже не детей уже, а молодых людей 250 каналов, гаджеты всякие, где главенствуют визуальные образы… Поэтому тексты сложно воспринимаются, все больше картинки…
Так и есть. И с каждым годом — я это вижу по блогу — способность воспринимать прочитанный текст становится все хуже.
Dariya Sirotina так выбор прост: или работать на читающую аудиторию, которая стремительно уменьшается, или быть в тренде с фотками и короткими камментами, которые у тебя весьма прекрасны…
Кирилл Капцов это не выбор:) я и так, и так стараюсь делать.
Dariya Sirotina хотя с другой стороны, может быть и лучше не подстраиваться, а быть собой…