Что посмотреть в Берлине, если вы все видели: Ханзафиртель
Этот район понравится не каждому, но ценители архитектуры модернизма обязаны здесь побывать! В самом центре Берлина, прямо у парка Тиргартен, в середине прошлого века ведущие мировые архитекторы построили жилой район. Если имена Ле Корбюзье, Алвара Аалто и Вальтера Гропиуса для вас что-то значат, этот материал для вас!
Скупую, расчетливую архитектуру модернизма я нахожу очень красивой. Мне близок её строгий, стройный вид и мне очень нравится то, с какой аккуратностью и педантичностью немцы к ней относятся. Застроенные привычными панельными девятиэтажками районы, которые проезжаешь по дороге в аэропорт Шонефельд, не раздражают глаза — они аккуратны, собранны, ухоженны, зелены. Аккуратен, зелен и ухожен и район Ханзафиртель, по которому мы сейчас пройдемся. Еще бы! Дома, построенные здесь во время строительной выставки «Интербау» в 1957 году, находятся под охраной государства.
Середина прошлого века отмечена достаточно сильным архитектурным противостоянием Восточного и Западного Берлина. Восстанавливая разрушенный город, создавая так нужное ему жилье, на востоке с оглядкой на Москву строят широкий проспект Карл-Маркс-аллее (тогда — Сталин-аллее), напоминающий архитектуру московских проспектов. На западе начинают возводить микрорайоны, приглашая для этого ведущих архитекторов мира. В 1957 году в Западном Берлине проходит в первый раз после окончания войны строительная выставка Interbau, призванная, как мы сказали бы сейчас, задать тренды в строительстве на ближайшие годы и десятилетия. К сотрудничеству было привлечено больше 40 архитекторов из десятков стран мира. Объекты, построенные к выставке, становятся культовыми, на них равняются не только в Западном Берлине, но и восточнее — в Москве. Если внимательно смотреть на фотографии, увидишь, насколько одновременно похожи и одновременно различны эти здания и те дома, которые мы привыкли день за днем видеть и в Москве, и по всей России.
В 1953 и 1956 годах в ФРГ были приняты законы о социальном жилье, в рамках которых субсидировалась низкая процентная ставка по жилищным кредитам. При этом нормировалась предельная себестоимость квадратного метра и арендная ставка. Эти меры и стимулировали строительство в послевоенном Берлине.
У выставки тем не менее были большие финансовые проблемы. Инвестиции в Берлин в эти годы считались рискованными; денег, получаемых по плану Маршалла, было недостаточно, да к тому же владельцы земли (район был застроен до войны и разрушен в ходе нее почти до основания) не хотели расставаться с участками. Говорят, что в финансировании строительства принимала участие аж сама Марлен Дитрих! В общем, деньги собирали всем миром, а саму дату открытия выставки откладывали дважды: сначала на полгода, затем снова на целый год до лета 1957 года.
Ведущие архитекторы мира тоже не все горели желанием строить в Берлине социальное жилье — не из ненависти к людям, которые должны были там получить квартиры, а по причине того, что проектировать надо было очень, очень экономно. Ле Корбюзье, например, так упёрся в размеры своего здания, которое никак не лезло в небольшой Ханзафиртель, что организаторы выдали ему огромный кусок земли вообще в другой стороне города, рядом с Олимпийским стадионом. Недовольны были почти все и почти все потом требовали снять таблички со своими именами со зданий — Вальтеру Гропиусу окна пришлось сделать деревянными, а не стальными, бразильцу Оскару Нимейеру не разрешили жалюзи, а итальянцу Лучано Балдессари срезали на башне 7 этажей. Пьеру Ваго не нравился желтый цвет фасада, а англичанин Фрэнсис Реджинальд Стивенс Йорк воообще считал, что семикомнатная квартира с камином — это и есть социальное жилье.
Тем не менее, район построили, причем сделали его поразительно зеленым — не зря он примыкает к огромному парку Тиргартен. Если в остальном Западном Берлине соотношение застроенной и незастроенной земли было примерно 1:1.5, то здесь — 1:5! В районе есть церковь, библиотека, места для массового досуга. Престижным в современном Берлине он не считается, попасть сюда случайно туристу довольно сложно.
1. Достаточно, по-моему, одного взгляда на эту фотографию, чтобы угадать, кто архитектор здания. Помните знаменитую вазу Алвара Аалто? Узнаете ее очертания в этих колоннах и рисунке потолка? Все верно, это действительно Аалто, самый знаменитый архитектор Финляндии, о доме и студии которого я вам рассказывала в отдельном материале. Считается, что цвет потолка здесь не случаен — его выбрал сам Аалто и даже приложил руку к покраске.
2. Вот так выглядело все спустя несколько лет после возведения здания. Фото отсюда.
2. Фрагмент отделки. Дом стоит на высоких опорах, что не только красиво, но и удобно: выходя из подъезда, попадаешь в пространство с крышей и имеешь возможность спокойно пройти до ступеней, раскрыть зонтик, если на улице дождь, забрать хранящийся здесь же велосипед. Я жила в доме подобной конструкции когда-то и помню, как в начале девяностых все эти пустующие пространства начал застраивать какими-то сомнительными магазинами…
3. Так выглядит фасад. Обратите внимание на одинаковые окна и отсутствие кондиционеров.
4. Смотрите, какие окна! Аалто был абсолютным фанатом дневного света и окон. Архитектор, например, обожал делать окна в потолке. Здесь, конечно, этим приемом воспользоваться не удалось, но окна поистине огромны. Меня заинтересовала эта угловая квартира — судя по всему, обстановка прекрасно соответствует стилю самого здания.
5. Т.к. здания все жилые, попасть внутрь возможности нет. Но вот так выглядела одна из квартир, обставленная к выставке мебелью авторства самого Алвара Аалто. Смотрите, как здорово смотрятся окна изнутри! Фото отсюда.
6. Здание, построенное по проекту бразильского архитектора Оскара Нимейера. Особенность дома — сочетание изящных ножек и массивной основной части здания. Стеклить балконы в здании-наследии запрещено!
7. Нимейер был проектом недоволен — ряд идей, которые он считал важными, в частности жалюзи на окнах (напомню, Нимейер родом из южной Бразилии) организаторы выставки ему воплотить не дали. Лифтовые шахты получились тоже не такими, какими должны были быть: примирял идеи Нимейера с концепцией социального жилья немецкий представитель архитектора. В итоге мастер обиделся и вычеркнул берлинский дом из списка своих работ. А я все равно в восторге! Обратите внимание, насколько скромными приемами пользовался архитектор, но насколько эффектно они выглядят! Входные группы разных подъездов, например, выделены разными цветами.
8. Много стекла. Нимейер предусмотрел в каждом подъезде помещения, которые жильцы могли арендовать для проведения мероприятий — например, дней рождений. Квартиры же площадь имели ограниченную…
9. Снаружи видно, что происходит внутри. Красная дверь, по-моему, просто роскошная! Лифтовые шахты в доме вынесены, кстати, за фасад.
10. Бетон здесь выглядит светлым, чистым и не давящим. Конструкция V-образных колонн очень напоминает знаменитые московские дома на ножках, стоящие на Беговой и у ВДНХ.
11. Этот дом построен шведскими архитекторами Фрицом Янеке и Стеном Самюэльсоном. Jaenecke & Samuelson — ведущее архитектурное бюро Швеции второй половины прошлого века, ими спроектирован, например, футбольный стадион в Мальмё. Шведские архитекторы оборудовали свой десятиэтажный дом трехкамерными стеклопакетами с отличной шумо- и теплоизоляцией. Здесь предусмотрен даже подогрев полов!
12. Здание по проекту Вальтера Гропиуса, создателя архитектурного движения Баухауз. Здание имеет вогнутую структуру, расположенные в шахматном порядке балконы, декорированные различными цветами. Отличительная особенность здания в том, что узкие его части не сделаны глухими, сюда выходят балконы нескольких квартир. Более того, Гропиус развернул дом так, чтобы кухни оказались на южной стороне и самое обитаемое место дома было всегда залито бы солнцем.
13. Опять же все очень просто, но очень эффектно. Взять хотя бы голубой потолок, оранжевые боковины балконов и их выгнутые фронтальные поверхности! И, конечно, закругленная форма, благодаря которой детали здания видны еще лучше.
14. Так жилой дом выглядит с другой стороны. В башнях расположены лестницы и лифтовые шахты.
15. Всего к выставке Интербау было построено больше 30 домов. Покажу вам еще один, последний, возведенный по проекту Гюнтера Готвальда. Здание имеет уникальную систему звукоизоляции — панели, которые могут быть смонтированы в любом месте квартиры.
Т.к. Ханзафиртель — это обычный жилой, да еще и к тому же очень тихий район, ходить тут одной, без гида, мне было не очень весело. Нужно потратить довольно много времени, чтобы разобраться, как район устроен, найти интересующие тебя объекты, да еще и понять, кто автор. Информации о домах и выставке на месте мало, хотя я видела информационный пункт, закрытый, впрочем, в воскресенье. На русском в сети подробной информации также немного — мне пришлось продираться через дебри автоматического перевода с немецкого для того, чтобы выудить большую часть приведенных в материале фактов. В общем, если вы сюда соберетесь и информации в этом посте вам будет мало, обязательно берите хорошего гида.
Ну а о том, как добраться, вам, наверное, расскажет Гугл. Или информация о том, как попасть в места, о которых я пишу, вам нужна в блоге? Делитесь!
Как вам район? Разделяете мою любовь к подобной архитектуре?
Даша, огромное спасибо за такой подробный материал! Вообще, за один день перечитала почти все ваши материалы о Берлине, невероятно вдохновляют на поездку и знакомство с этим городом) В каждом городе ищу вот такие места, куда, как вы написали, «случайно не попадешь». Например, в Лондоне таким оказался небольшой (относительно) жилой комплекс The Alexandra and Ainsworth estate — брутализм в сочетании с социальным жильём, зависла там минут на сорок. Вот и здесь, исходя из размеров района, буду бродить пару часов точно!
Даша, ещё хотела спросить, вы заглядывали в лондонский Барбикан? Там очень классно сидеть у центрального бассейна с бранчем из Barbican Kitchen, ну или на afternoon tea в оранжерее. И это всё точно вкуснее от осознания того, что тебя окружает бетонное брутальное наследие прошлого века)
Ксения, спасибо вам! Приятно встретить единомышленника.
Барбикан я подробно не исследовала, так что запишу ваши рекомендации!
Даша, спасибо за сказочную статью! Я обожаю модерн и интересуюсь Баухаусом в частности (знаю, мало кто его любит), так что мне было любопытно почитать про незнакомые места столь знакомого Берлина. Кстати, если что, по поводу помощи с переводом можешь всегда обращаться! 🙂
Наташа, спасибо! Рада отзыву, обычно реакция на подобные посты очень сдержанная, так что я счастлива.
Музей Баухауса в Берлине в плане на этих выходных! 😉
Здорово! Помню, ходила на выставку Баухауса у нас в Барбикане. Осталась в полном восторге!
Одна часть меня разделяет восторг (инновационные идеи середины прошлого века! интересные решения, местами прямо красиво), вторая половина меня из эстетических соображений такое жилье отрицает и хочет смотреть на альтбау с лепниной)
Альтбау с лепниной я тоже люблю;)
«информация о том, как попасть в места, о которых я пишу, вам нужна в блоге?» — да, нужна! Ваши посты я сама, и другие читатели (судя по комментам) с удовольствием берут за путеводитель.
Виктория, то есть вы не гуглите дополнительную информацию?
Мне искренне интересно, потому что я обычно никогда не фиксирую себе адресов, когда готовлюсь к поездкам, зная, что потом гугл мне всегда поможет. И не делаю, соответственно, никаких вставок с информацией, которую легко найти в поисковике. И задумываюсь о том, права ли я.
Понимаете, я, например, ориентируюсь на Ваши посты, как на информацию от трэвел-инсайдера. И иногда, когда маршрут простой (например, Подмосковье), информации, которую я видела у Вас бывает более, чем достаточно.
Еще, бывает так, что человек, который уже был и видел, знает лучший путь/маршрут, нежели Гугл.
Я, например, как человек, пишущий блог о косметике точно также оставляю ссылки, где найти, несмотря на то, что любой поисковик подскажет. Просто потому что я инсайдер и точно знаю где лучше/дешевле/проще/есть доп. бонус и т.д.
Я поняла. Если маршрут чем-то отличается от Гугла или имеет сложности, я об этом обычно пишу.
Спасибо, полезно!