Этим летом Самара принимала матчи Чемпионата мира по футболу. Весь прошлый год город, которым много лет никто не занимался, чистили, красили, латали — ну или закрывали глухим забором. Посмотрим, пошел ли на пользу Самаре большой футбол? И как там поживает стадион «Самара-Арена»?
Я много снимала Самару в прошлом году, в самый разгар реставрационных работ, поэтому большая часть фотографий в этом посте объединена в пары — лето 2017 и лето 2018 года.
Фактически реставрация была точечной — она затронула лишь некоторые улицы, на которых предполагалось скопление болельщиков, и не дошла до многих зданий, которые годами просят о помощи. Деревянного центра Самары реставрация фактически не коснулась — по крайней мере у меня не поворачивается язык назвать отреставрированными просто окрашенные яркими красками дома.
В общем, смотрим.
1. Улица Фрунзе между Ленинградской и Венцека в 2017 году. Это самый-самый центр города.
Она же в 2018 году.
2. Дом мещанки Рафаиловой, улица Галактионовская, 2017 год. Возведен по проекту архитектора Филарета Засухина. Привлекает внимание готическими стрельчатыми оконными проемами и бочкообразными («кубоватыми») крышами эркеров. Его владелец вероятнее всего был старообрядцем (отсюда).
Реставрация была такой. Мне интересно, на какие свидетельства опирались реставраторы, выбирая настолько чудовищный цвет?
3. Жаль, что в Самаре не действует программа, аналогичная томской — в Томске предприниматели получают здания в аренду за символическую сумму при условии их реставрации и поддержания достойного состояния. Как было бы здорово реализовать аналогичный проект в Самаре! Только этого, к сожалению, никому не нужно. Печаль ситуации состоит не только в том, что со временем разрушаются (и бывают разрушены целенаправленно) красивейшие дома, но еще и в том, что эти дома — жилая застройка. Тут толком нет канализации, воду носят с улицы, ни ремонта, ни благоустройства, ни надежд на переезд… Дом бабушки моего мужа обещали снести 35 лет назад, например, а он все еще стоит, окруженный, правда, новостройками.
Покрасили — и на том спасибо.
4. Угол улиц Рабочей и Самарской был оазисом печали год назад, летом 2017.
5. Летом 2018 стало наряднее. Однако, угловой деревянный дом в процесс лишился части своих архитектурных украшений… Мне интересно, кто эту «реставрацию» согласовывал? А кондиционеры снять с фасада исторического здания тоже никто не догадался?
6. Один из самых красивых домов Самары, доходный дом Нуйчева начала 20 века был год назад в ужасающем состоянии. Половина лепнины, говорят, пропала при подготовке к реставрации в восьмидесятых, которой тогда так и не было.
К счастью, здание — в нем находится учебное заведение — привели в порядок. И даже сняли кондиционеры!
Посмотрите, сколько деталей!
Прекрасно!
7. Особняку Субботиной-Мартинсон на Алексея Толстого повезло меньше. Здание, принадлежавшее богатой купеческой семье, было перестроено по моде архитектором Михаилов Квятковским. Состояние не нуждается в комментариях, правда?
С лета 2017 года ничего не изменилось. Болельщиков тут не ждали. Это памятник федерального значения.
Такая красота и в таком состоянии…
8. А это вообще позор! Особняк Сурошникова, построенный по проекту главного гения русского модерна Федора Шехтеля, автора множества самых известных зданий России, например, Ярославского вокзала в Москве. В те времена, когда здание строилось (начало 20 века), оно было потрясающе оборудовано — здесь были электричество, телефон, водопровод. Находилось летом 2017 года в плачевном состоянии, рядом шла стройка, разрушающая усадебный ансамбль.
Реставрация ли это? Здание принадлежит министерству обороны; в апреле 2017 года писали, что особняк отреставрируют до конца года. Прошло 16 месяцев, а дом как стоял в лесах — так и стоит.
9. Доходный дом купца Молчанова на Венцека. Про здание известно очень мало — вроде бы купец торговал хрусталем и посудой… Это 2017 год.
В 2018 ничего не изменилось.
10. Работа Дмитрия Александровича Вернера, одного из самых известных архитекторов Самары, – доходный дом Егорова-Андреева по улице Некрасовской, 61. Проект дома составлен в 1911-1913 годах, а постройка датируется 1913-1914 годами. Здание построено в стиле «модернизированного» неоклассицизма. В творчестве Вернера это одна из первых работ в этом стиле. Здесь еще чувствуется сильное влияние «чистого» модерна, которое испытывает автор. Декоративное оформление фасада имеет схожие элементы и с другими работами Вернера. Решетки балконов украшены венками, излюбленная майоликовая плитка болотного цвета. На фасаде имеется 5 симметрично расположенных медальонов с изображением танцующей женщины (отсюда).
Позор! Ни в 2017, ни в 2018 году здание реставрации так и не дождалось. В таком виде оно стоит десяток лет точно. Это не окраина, а самый центр города.
11. Лето 2017.
Лето 2018. Фасадная пленка и забор никогда не подведут! Здание находится, между прочим, в квартале от площади Куйбышева, где была во время чемпионата фан-зона.
12. Улица Венцека, многострадальный дом с атлантами, особняк купца Шихобалова. В советские годы особняк занимало НКВД, затем военный трибунал. В 1990-м здание наконец-то было передано Самарскому Областному Художественному музею. В части здания располагались разные предприятия, в том числе и заводские цеха. Атлантов сняли в 1993 году, вот тут пишут, что они никуда не пропали, а были отреставрированы и находились на хранении.
К лету 2018 года на атланты на здании появились снова. У общественности, правда, накопились вопросы к их внешнему облику — не очень-то они похожи на те скульптуры, которые когда-то украшали здание.
13. Одно из моих любимых зданий — Молодогвардейская 69, особняк братьев Матвеевых, объект культурного наследия регионального значения, построенный по проекту того же Дмитрия Вернера. Много лет с ним ничего не происходит. Вывеска Tefal висела с девяностых.
К 2018 году ее наконец-то сняли. Это центр Самары!
14. Улица Венцека. Нет, ее не бомбили. Это 2017 год.
В 2018 ничего не изменилось, разве что асфальт между рельсами положили.
15. Гостиница «Азимут», прежде — «Националь», дом Гучкова-Сурошникова, разоривший своего хозяина. Гучков был невероятным любителем прогресса и не смог в итоге расплатиться за все установленные в здании технические новинки, например, лифты. Так отель выглядел в 2017 году.
Вот так он выглядит в 2018. Хорошо, что сняли вывески. Плохо, что ярко-зеленая плитка-кабанчик с фасада, кажется, куда-то делась.
16. А вот это здание примечательно тем, что в нем родилась я! Сейчас здесь центр планирования семьи и репродукции.
К 2018 году его отреставрировали, причем неплохо!
Смотрите, сколько красивых деталей.
17. А еще мне удалось проверить, как живет после завершения ЧМ-2018 построенный специально для него стадион «Самара-Арена» — мы с папой выбрались на футбол. На матчах чемпионата я не была и не могу сказать, как все было организовано. Расскажу о том, каким я увидела стадион в сентябре 2018 года на матче «Крылья Советов» — «Анжи».
18. Стадион вместимостью почти 45 тысяч зрителей передали самарской футбольной команде «Крылья Советов» после окончания Чемпионата мира. Стадион мне понравился — ну, насколько может понравиться стадион человеку, который далек от спорта и визитов на матчи.
19. Есть у него, правда, одна небольшая проблема — говорят, он до конца не достроен.
20. Я же сумела оценить, насколько приспособлен (или не приспособлен) стадион для визитов маломобильных или попросту пожилых болельщиков. Моему папе почти 85, бодрости за последние годы у него серьезно поубавилось, поэтому к визиту на футбол я начала готовиться заранее: перерыла весь интернет в поисках информации о том, как на матчи на «Самара-Арена» осуществляется доступ маломобильных болельщиков. Информации в сети нет. У стадиона, похоже, даже сайта нет, а сайт «Крыльев Советов» ничего о порядке прохода на стадион не сообщает.
Оказалось, что:
21. Я не знаю, что там у «Самара-Арены» с сигнализацией и пожарным оборудованием, но я могу сказать точно, что все, что касается навигации по стадиону и указателей, сделано процентов на двадцать. Люди, которые все это проектировали, никогда не приходили куда бы то ни было со своими пожилыми родственниками, для которых 50 или 100 метров — это огромное расстояние. Они никогда не оказывались в ситуации, когда ты просто мечтаешь о том, чтобы увидеть лавочку, потому что ты ведешь под руку пожилого человека, который того и гляди упадет. Особенно обидно, что на стадионе предусмотрены важные вещи: лифты, трансфер, работают волонтеры, однако, кто же помешал повесить указатели и поставить лавочки??? Не хватило буквально нескольких небольших штрихов для того, чтобы «Самара-Арена» была действительно удобной для всех.
Папа был очень рад сходить на футбол, тем более, что «Крылья», за которые он болеет с пятидесятых, выиграли. Но я с ужасом думаю о том, что даже с сопровождением для него поход на матч остается чем-то сродни выходу в открытый космос.
Тем не менее, я могу сказать только самые лучшие слова в адрес всех работников стадиона, с которыми я столкнулась. Каждый из них был готов помочь, был вежлив и доброжелателен — а это уже немало.
Всем своим друзьям, давно не живущим в Самаре, я посоветовала приехать в город прошедшим летом, после Чемпионата. Есть у меня большое подозрение, что то, что было сделано, не переживет зимы, а следующим летом мы увидим совсем другой — или, напротив, все тот же город, — с облупившейся яркой краской.
Δ
О мы с Вами в одно время вернулись в Самару и по одним улицам гуляли — у меня фото абсолютно тех же зданий в Самаре — подругам рассылала отчет… Дороги поразили — я не помню в родном городе таких приличных дорог 🙂 Интересно взглянуть сколько вся красота продержится…
Оксана, здравствуйте! Спасибо за поддержку! Да, дороги стали гораздо лучше. Дай бог, чтобы надолго их хватило.
Читаю Вас давно, но вот сейчас пробило написать. Никогда не была в Самаре и увидив фотографии глазам своим не поверила. Какой же красоты мог быть город! Кажется , что это и не Россия вовсе. Такие шикарные особняки в городе. А вот, что не удивляет совсем — так это варварское отношение ко всему этому. Отсутствие стиля, вкуса, такта. И хочется плакать от беспомощности.
Елена, здравствуйте! Спасибо за комментарий. Самара действительно очень красива; многое еще можно спасти и сохранить, но, как вы правильно пишете, похоже, что ничего никому не нужно.
Жаль, что в Самаре не действует программа, аналогичная томской — в Томске предприниматели получают здания в аренду за символическую сумму при условии их реставрации и поддержания достойного состояния. Как было бы здорово реализовать аналогичный проект в Самаре! Только этого, к сожалению, никому не нужно.
Уже есть такая программа:
http://www.trkterra.ru/news/v-samare-pamyatniki-arhitektury-hotyat-sdavat-v-arendu-po-rublyu
Ирина, спасибо! Хорошая новость!
Наряду с этой программой, в которой тоже все небезоблачно, огромное кол-во исторических зданий в Томске находится в таком же плачевном состоянии, как и на фотографиях Дарьи. Даже на центральных улицах. Памятники федерального значения зачастую числятся на балансе Минобороны и других ведомств и по сути не нужны никому. Только небольшой инициативной группе, которые даже берутся за реставрацию зданий своими руками. Я уже не говорю про то, что некоторые исторические здание и вовсе «незаметно» сносятся, а потом приходит прокуратура и «удивляется». Вот такая у нас в Томске лепота…
Такая же ситуация и в Нижнем Новгороде. Была там год назад, плакать просто хочется от человеческой тупости, глупости и жадности. Там столько уничтожено, что трудно даже представить! Вид на стрелку, красивейшее место слияние Волги и Оки испохабили гигантской шайбой — стадионом к чемпионату, совсем он туда не вписывается. Грустно… Фасады исторических зданий с кондиционерами, пластиковыми дверями и разношерстными вывесками банков и магазинов — кошмар и ужас. В целом понравилось в городе, но все вышеперечисленное такую тоску наводит.
Ирина, здравствуйте! Спасибо за комментарий! К сожалению, с большинством наших городов происходит одно и то же;(
На Фрунзе, 43 уже более двадцати лет нет роддома, его закрыли. Сейчас там расположен Областной центр репродуктивной медицины, но не роддом. Думаю, что лучше уточнить этот факт, а то вдруг кому-нибудь экстренно будет актуально наличие роддома по близости:) По Самара-Арене тоже хочу отметить очень доброжелательный и отзывчивый персонал, но такое количество нерешенных организационных моментов для людей с ограниченными возможностями! Посещение матча с инвалидом при всей открытости персонала, действительно, сродни полету на Луну. Туалеты для инвалидов вообще были закрыты и во время ЧМ:( Но к сотрудникам стадиона никаких претензий — все были готовы оказать помощь — это правда.
Юля, спасибо! Поправлю;)