Дизайн с особым цинизмом

28 сентября 2016

untitled-2

Надеюсь, мое личное мнение об опыте работы с Надей Зотовой и дизайн-бюро Enjoy Home сбережет вам нервы и деньги.

 

В феврале 2015 года я обратилась к дизайнеру Наде Зотовой (бюро Enjoy Home, одно из 100 лучших российских дизайнерских бюро по версии журнала AD) для разработки дизайн-проекта квартиры. На первой же встрече Надя получила от меня подробнейшее техзадание, более полусотни картинок интерьеров, которые мне нравятся, предпочтения по цветовой гамме. Мы подробно обсудили состояние квартиры и мой бюджет, остановившись даже на стоимости конкретных предметов мебели и сантехники. Я пришла на встречу подготовленной — я объехала несколько мебельных салонов в Москве, собрала достойную подборку интернет-магазинов, выяснила, сколько стоит стол, стул, диван, которые мне бы подошли. Надя заверила меня, что бюро Enjoy Home за 4 месяца разработает проект с учетом моего бюджета — об этом мы говорили несколько раз и каждый раз я получала такие заверения. Мы подписали договор и я стала ждать картинок. Договор, справедливости ради, не предусматривал попадание проекта в бюджет, — я рассчитывала на общую вменяемость и здравый смысл. Ведь нет же смысла делать проект «в стол».

Через четыре месяца ожидания визуализации по каждому помещению в квартире были готовы. Большинство из них мы утвердили с первого раза. Мне нравится стиль, в котором работает бюро, так что с визуальной стороной проблем не было. Проблемы начались, когда я начала получать сметы: стало понятно, что понятие бюджета дизайнерскому бюро Enjoy Home и Наде Зотовой не знакомо. Смета на кондиционирование, например, составляла более 10% предполагаемого мной бюджета: уже зная это, грамотный специалист откажется от сотрудничества. Я долго не понимала, зачем Надя Зотова согласилась работать над моей квартирой понимая, что бюджет будет превышен минимум в два раза. Потом, правда, истина мне открылась.

untitled-1-4-kopiya-3

Уже после того, как проект был завершен, я узнала о том, что ни дизайнер, ни визуализатор, работающие над квартирой, не имеют понятия о бюджете заказчика — эта информация им не сообщается. По итогам четырех месяцев оплаченной мной работы я получила набор красивых картинок, на которых 95% предметов не соответствовали моему бюджету.

Расчет бюро был простым и, по моим данным, вполне вероятно, что эта схема работы применяется практически к каждому заказчику Нади Зотовой и бюро Enjoy Home. Каким бы ни был бюджет заказчика, Надя Зотова уверяет его, что разработать и реализовать проект за эти деньги возможно. Когда заказчики через 3-4 месяца понимают, что у них есть набор красивых картинок, не вписывающихся в бюджет, большинство затягивает пояса, открывает тайные счета и начинает платить за реализацию проекта столько, сколько хочет Надя Зотова. Практически каждый предмет мебели, который использован в проектах Нади Зотовой, привезен из недорогих американских интернет-магазинов и продан заказчику с коэффицентом 2-2.7 к розничной цене. Хороший способ заработка для бюро и отличный способ превращения дешевой мебели в дорогую! Каждый зарабатывает так, как он может в рамках легальных возможностей, если есть товар, то найдется и покупатель. Однако, зачем делать из заказчика идиота, говоря о том, что «мы обязательно впишемся в бюджет, но вот сейчас я не могу сказать, сколько будет стоит доставка мебели»? Визуализации предлагается утверждать, не зная, сколько стоит плитка\сантехника\обои\мебель\свет\декор и не зная происхождения этих предметов. Цены на фабриках запрашиваются уже после того, как заказчик утвердит концепцию. Я концепцию утвердила, полагая, что Надя точно поняла, сколько я собираюсь потратить на ремонт и обстановку.

В письме от 27 мая 2015 года (работа над проектом началась 17 февраля), Надя написала, что «Мне пока сложно понять финальную сумму, так как нет мебели.» Бюро, разрабатывающее проект под ключ, делающее не первый проект в конкретном доме, имеющее подробное техзадание и бюджет спустя 3 месяца работы не понимает финальной стоимости проекта? Мне до сих пор хочется подарить Наде Зотовой калькулятор.

В общем, через четыре месяца после начала работы над проектом, когда я как заказчик успела полюбить каждый предмет мебели на каждой картинке, я, сложив все счета и сметы, которые я получила от бюро, и увидев сумму, превышающую изначальный бюджет почти в 2 раза, должна была, видимо, прошептать мужу: «Ах, дорогой, это так красиво, давай все же заплатим» и дать дизайнеру заработать. Но Наде Зотовой в этот раз заработать не удалось — отношения мои с бюро прекратились, причем по инициативе Нади. Поняв, что заработать не удастся, Надя и бюро Enjoy Home устранились от ведения проекта, несмотря на договор об авторском надзоре.

И тут у меня началась стройка. Если к вам когда-нибудь придет прораб Аркадий Купчик, пожалуйста, передайте от меня ему привет. Аркадий разбирается в строительстве, с ним работают вроде бы хорошие строители, только вот пропадает Аркадий вместе с ними на периоды от нескольких дней до нескольких недель, забывает о крупных суммах, переведенных ему, забывает о согласовании разных важных деталей, за которые приходится потом платить заказчику, а также очень быстро забывает о всех данных заказчикам обещаниям. Аркадий может утверждать в разговоре с двумя людьми одно, а потом на полном серьезе говорить, что он этого не говорил. Верите, я ходила на стройку с диктофоном? Я должна была переехать в феврале 2016 года, переехала в конце июня. Мои ежемесячные потери от непрофессиональной работы Нади Зотовой и Аркадия Купчика исчисляются сотнями тысяч рублей ежемесячно, не говоря уже о невозможности спланировать свою жизнь дальше, чем на пару недель, потому что ты не знаешь, что будет происходить на стройке. В первоначальной строительной смете, конечно же, не было огромного количества вещей, без которых нельзя обойтись и за которые пришлось платить отдельно сверху.

Отдельно стоит упомянуть об удовольствии, когда тебе постоянно говорят, что денег у тебя маловато, а проектом занимаются вроде как только из жалости к тебе, тут же предлагая «эконом-варианты» типа сантехники Villeroy&Boch, подчеркивая, что все самые экономичные решения — уже в проекте.

untitled-7

Еще я встречалась с мебельным мастером Дмитрием (т.н. «собственное производство Enjoy Home»), который на полном серьезе настаивал на невозможности использовать натуральное дерево для производства мебели из-за того, что «оно рассохнется». В итоге мной были найдены прекрасные девушки, которые скоординировали производство всех столярных изделий для проекта, организовали доставку датской и шведской мебели по адекватным ценам из Европы, отшили мне весь текстиль. Потратила я на все это в полтора раза меньше, чем предполагала смета Дмитрия из Enjoy Home на одну только столярку. Вообще, к плюсам ремонтной эпопеи можно отнести знакомство с рядом адекватных специалистов, о которых будет следующий пост.

Вскользь стоит упомянуть и о многочисленных попытках не то халатности, не то случайного или преднамеренного обмана, предпринятых бюро Enjoy Home вроде некорректных счетов, о многочисленных несостыковках в проекте (в размерах, например), которые привели к финансовым и временным потерям. Вскользь лишь потому, что спустя 3 месяца после переезда у меня все еще начинает болеть сердце каждый раз, когда я об этом вспоминаю. Столько нервов, времени и усилий, сколько я потратила на этот проект, я не тратила ни на одно дело в своей жизни.

Я нашла альтернативу каждому — КАЖДОМУ — предмету мебели, света и декора в проекте. В моей квартире нет ни одного предмета мебели, выбранного для меня бюро Enjoy Home: когда я попросила о замене артикулов, не устраивающих меня по цене, я получила от бюро подборку мебели из ассортимента Ikea и Cosmorelaх. Стало понятно, что в современном российском мебельном рынке в бюро Enjoy Home, по-видимому, не ориентируются. В итоге от финального и оплаченного мной проекта остались паркетная доска, раковина, ванна, технический свет и четыре артикула плитки.  Четыре месяца работы «лучшего дизайнерского бюро России» привели к тому, что я стала специалистом по вопросам мебельного производства, начала разбираться в производителях плитки, в условиях доставки интерьерных товаров из-за рубежа, в ценообразовании в мебельной отрасли. Мне снились ночами диваны, стулья и столы — я сейчас не шучу.  Меня начали узнавать в интерьерных магазинах. Папка «Интерьер» в избранном моего браузера сейчас больше, чем папка о путешествиях. С 17 февраля 2015 года по 24 июня 2016 года я занималась только стройкой, заплатив перед этим Наде Зотовой за то, чтобы просто войти в готовую квартиру с бутылкой шампанского, мужем и котом. Я построила квартиру нашей с мужем мечты, сэкономила много миллионов рублей семейному бюджету, но потеряла безумное количество нервных клеток. Никаких попыток оптимизации проекта Надей Зотовой предпринято не было — поняв, что заработать на мне столько, сколько хочется, не удастся, она предпочла самоустраниться. Не могу не заметить, что проект, который я в итоге реализовала довольно близко к оригиналу, мне нравится, тем более, что подавляющее большинство мебельных и цветовых решений были скопированы из предоставленных мной журнальных вырезок. Стол отсюда, кухня оттуда, шкаф из этого журнала, остров на кухне — из другого.

Уложились ли мы в бюджет? Конечно же нет! Даже с учетом всех оптимизаций и замещений финальные расходы на проект превысили предполагаемый бюджет в два раза. Если бы проектом занималась Надя Зотова и бюро Enjoy Home, я заплатила бы, думаю, в три раза больше. Приходя к дизайнеру, я полагаю, что обращаюсь к профессионалу (который берет немаленькие деньги, между прочим, за свой труд), который знает, как распределить мой бюджет, и ожидаю честного ответа о том, возможно ли реализовать проект в заданных объемах, сроках и бюджете. Видимо, этому рынку еще только предстоит стать цивилизованным, когда в клиенте видят не только сладкого лоха, без которого и жизнь плоха. Хотя наговаривать на всех дизайнеров, все же не стоит: уверена, что есть профессионалы, которые качественно делают свою работу и избавляют заказчика от освоения за его (заказчика) деньги профессий и ремесел, которые ему точно неинтересны.

 

 

Категории:
Поделиться:
Следующая запись:

Комментарии: