Итальянский Урбино хранит один из самых красивых замков, которые я видела в Италии — дворец герцога Федерико да Монтефельтро. Город, где родился Рафаэль, Урбино предстает перед нами практически таким, каким он был столетия назад. Побывав в Урбино много лет назад, я мечтала вернуться. Хорошо, когда мечты сбываются!
1. В Урбино я ехала на машине (поблизости нет железнодорожной станции, кстати) из Эмилии-Романьи, плоской в своей близкой к Адриатике части так, будто бы это не Италия, а какая-нибудь Голландия. В Марке же, куда ни кинь взгляд, всюду кажется, что вокруг не земля, а изумрудные волны.
2. Природа здесь, как и в Умбрии, красива спокойной, естественной, лишенной драматизма красотой. Твой взгляд скользит по окрестностям, спускаясь с вершин и поднимаясь вновь, лишь изредка цепляясь за небольшое поместье или башню.
3. Как и большинство городов Умбрии и Марке, Урбино стоит на холме, так что приготовьтесь к подъемам и спускам, правда, не таким крутым, как в Губбио. Губбио и Урбино близки не только географически — когда-то Губбио был частью Марке, более того, в Губбио находился и находится один из дворцов урбинского герцога да Монтефельтро. Италия так долго не была единой, так долго представляла собой череду княжеств и герцогств, где правители, каждый на свой лад, обустраивали свою жизнь, что сейчас страна — просто коллекция сокровищ, замков, угодий, коллекций живописи…
4. Аркады на этой улице напомнили мне знаменитые болонские галереи. Кстати, о Болонье, моем самом любимом итальянском городе, вас ждет скоро длинный и красивый пост.
5. Блуждающий по городу турист не наткнется в Урбино на современное здание, здесь даже дорожные знаки, эти вечные убийцы хороших видов, нарочно сделаны небольшими. По узким крутым улочкам медленно ползут крохотные, почти игрушечные автобусы. В каждой сувенирной лавочке — репродукции картин Рафаэля. По нереально синему небу плывут облака сахарной ваты. Это другая, параллельная реальность — как будто ты открыл потайную дверцу, сделал шаг и попал в другое измерение. Ощущение подглядывания не оставляет!
6.
7.
8. А вот и башни Палаццо Дукале, герцогского замка. Это яркий пример дворцовой архитектуры эпохи Возрождения и памятник Всемирного наследия. Строили его в 15 веке для Федерико да Монтефельтро флорентийские зодчие, причем строили так, чтобы все было по последней моде. Меня, помню, потряс заезд для экипажей и парковка — по закрученному спиралью широкому пандусу (точь в точь как в современных паркингах!) во дворец поднимались кареты, из них выходили гости герцога, отправлявшиеся на приемы, а возничие оставались ждать господ в специальном помещении.
9. Оцените масштаб! Неплохо для 15 века, а? Мало того, что построили, так ведь он и стоит до сих пор!
10. В Урбино, впрочем, практически все поражает своим масштабом. Скромность герцогу была не к лицу. Вы, кстати, наверняка видели его знаменитый портрет, написанный Пьеро делла Франческа: впечатляющий профиль Федерико, облаченного в красный камзол, на фоне пейзажей Марке, забыть нельзя.
11.
12.
13. Вот так выглядит дворец целиком — макет установлен в одном из его залов. Сейчас палаццо занимает собрание Национальной галереи Марке, посвященное в основном живописи Ренессанса.
14. Интерьеры дворца сохранились хуже, чем экстерьеры, но несколько шедевров, в числе которых несколько фресок, спальня и кабинет Монтефельтро, дошли до наших дней
15. Со стен залов смотрят на нас разные, но одинаково прекрасные Мадонны, держащие на руках упитанных младенцев.
Мадонна с младенцем и ангелами Микеле ди Джованни да Фьезоле, первая половина 15 века, камень.
16. Мадонна с младенцем и ангелами, Джованни Анджело д’Антониа да Болоньола, первая половина 15 века.
17. Антонио Альберти да Феррара и мастерская, фрагмент работы «Мадонна с младенцем и святыми Екатериной Александрийской, Джорджо, Агостино и Джироламо», тот же период.
18. Живописец круга Витале да Болонья, Мадонна с младенцем. Посмотрите, как нежно она его держит за ушко, а он отталкивает ручками ее лицо. Потрясающая живость для столь каноничного сюжета, правда?
19. Один из главных шедевров собрания — Мадонна ди Сенигаллия Пьеро делла Франческа, примерно 1474 год. Впервые о картине стало широко известно в 1822 г., когда полотно появилось в церкви францисканского монастыря Санта-Мария дельи Анджели, расположенного неподалеку от портового города Сенигаллия на адриатическом побережье Италии.
20. С участием голландских мастеров выполнены кабинет и библиотека Федерико да Монтефельтро. Изящество резьбы по дереву поражает! Шедевров во дворце столько, что я вам не советую бывать в Урбино проездом, как это получилось у меня. На более или менее вдумчивое знакомство с коллекцией нужно как минимум полдня.
21. Словом, из дворца я, расстроившись, что не смогу увидеть и рассмотреть все, сбежала на улицы города. А тут почти забытое уже жителями Москвы солнце, да не одно, а с весной, горожане, попивающие вино или апероль, настоящая жизнь.
22. В мае, когда еще не так жарко, все с радостью ловят солнечные лучи. Летним днем итальянские города вымирают: горожане сидят дома, захлопнув ставни. В частности поэтому я никогда не советую отправляться в такие экскурсионные поездки летом.
23. Какой роскошный шрифт, правда?
24.
25.
26. В Марке, как и в Умбрии, многое крутится вокруг трюфеля. Сейчас сезон трюфеля летнего, мы с мужем, не удержавшись, купили несколько штук себе. Летний черный трюфель не такой ароматный как белый, с которым мы с вами познакомились во время путешествия по Пьемонту.
27. Удивительно, что Италия имеет столько разных лиц, но все они кажутся нам знакомыми. Я не знаю ни одного итальянского города, по поводу которого я могла бы сказать, что Италию я представляла себе не так. Генри Мортон, чьи «Прогулки по Северной Италии» я считаю самым лучшим путеводителем по стране, в самом начале главы про Венецию пишет: «Венеция и Рим схожи в том, что не вонзают в тебя острый нож открытия, они лишь легонько подталкивают в бок: смотри, узнаешь? Впечатление такое, будто живешь второй раз и видишь места, знакомые из первой жизни».
28. Какой фасад! Обожаю старые вывески.
29. А это стена рядом с совершенно чудесным магазином подарков и керамики на одной из центральный улиц. Прелесть!
30. В Урбино застали один из этапов пробега старинных автомобилей Coast to coast, охватывающего территорию от острова Эльба до Урбино.
31. Есть тут разбирающиеся в марках и моделях? Помогайте!
32. Самые классные участники — это, конечно, Mini! Я не знала, кстати, что Mini выпускались миланской фабрикой Innocenti, позже вошедшей в состав Fiat.
33.
34.
35.
36.
37. Лучший вид на город открывается из парка Parco della Resistenza, куда вы за 10 минут дойдете из центра города. Именно этот вид годами заставлял меня мечтать о возвращении в Урбино.
38.
39. Какой же рассказ об итальянском городе может считаться законченным, если не затронута тема еды? Если вы путешествуете по здешним местам на машине, заезжайте на обед в милую семейную тратторию Il giardino della Galla. Я выбрала для себя строццапрети, типичную для центральной Италии, в частности, для Марке пасту. Название у них забавное, в переводе значащее что-то типа «задуши священника». Версий о происхождении много — то ли яйца у хозяек предприимчивые служители церкви конфисковывали, за что бывали осыпаны готовящими женщинами проклятьями, то ли что… В моей тарелке строццапрети оказались вместе с цуккини и сыром пекорино.
40. В Италии первое — это в 99,9% случаев паста, а никакой не суп, а второе вполне традиционно. Такую вот птицу с картофелем запросто на второе могла бы готовить моя бабушка.
Будете летом на Адриатике — проезжайте мимо Сан-Марино и направляйтесь прямиком в Урбино! А оттуда и до Губбио недалеко. Это настоящая Италия, а не туристический заповедник.
Δ
Живут же люди)