Что посмотреть в Узбекистане: Хива

1 июня 2018

В момент первого знакомства Хива меня напугала. Я оказалась в городе одна, солнце уже село, из лабиринта раскаленных за день старых стен не могла вырваться жара, тускло светил единственный фонарь, на улицах — никого… «Куда я приехала и зачем?» — крутилось у меня в голове. Однако теперь я могу сказать точно, что Хива — главное, что нужно увидеть в стране.

1. Хиве 2.5 тысячи лет, ее 38 раз разрушали практически до основания. Сейчас этот город, расположенный почти на границе Узбекистана и Туркменистана, мы видим таким, каким он был в середине 18 века. С начала 1990-х годов Хива внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Город, лежащий внутри мощных крепостных стен, — жемчужина Узбекистана. От Бухары сюда ехать почти 6 часов на машине. Вот этот вид с рассыпанными по небу звездами стоит каждой минуты в дороге — его я вспоминаю в первую очередь, когда думаю о Хиве. Я еле-еле смогла сделать эту фотографию: штатива у меня не было, поэтому камеру пришлось примостить на камни ближайшей к стенам стройки, фокусироваться фотоаппарат не хотел — я с трудом смогла найти единственный источник света, фонарь в отдалении, который позволил мне получить четкую картинку. Звезд в реальности было куда больше — иссиня-черный купол неба был усыпан ими!

2. Первый утренний взгляд на город с минарета Джума-мечети.

3. Город из песка в красных песках пустыни Кызылкум — это Хива. Отсюда, сверху, мне было сложно представить, каким ярким я увижу город чуть позже. А пока я вспоминала Оман — Низва, его старая столица, сверху выглядела практически так же.

4. Видите эти лазорево-изумрудные купола и минареты?

5. А теперь представьте, что весь город был окрашен в изумрудные, голубые, синие тона и представал из песков перед караванами, следующими по Великому шелковому пути, как мираж.

6. Хива — как халат с яркой подкладкой. Именно так устроен восточный город: все самое интересное прячется внутри, в прохладных внутренних дворах, айванах, где даже в самую жару веет бриз, а стены, выходящие на улицу, зачастую не имеют даже окон.

7.  Кальта-Минар, короткий минарет, незавершенный, невероятных размеров (диаметр основания 0 14 метров), целиком отделанный изумрудной, голубой и белой плиткой. Он был задуман правителем Хорезма (Хивинского ханства) как самый высокий в мусульманском мире, но остался недостроенным.

8. Джума-мечеть, пятничная мечеть, потолок которой поддерживают более 200 колонн. Место, похожее на волшебный лес: из окон в потолке льется свет, каждая колонна, некоторым из которых по 10 веков, — резная и разная. В Хорезме (именно так здесь называют государство, столицей которого с 16 века по начало века 20 была Хива) резьба по дереву — традиционное ремесло. Сейчас, гуляя по городу, вы встретите множество открытых дверей мастерских, откуда доносится теплый запах опилок и методичный стук инструментов.

9. Джума-мечеть — это мечеть для пятничной молитвы, самой важной. Колонны здесь расположены так, чтобы каждый молящийся видел муллу. Видите, если смотреть вперед, то за первой колонной не видно остальных! Детки на фотографии — школьная экскурсионная группа. Я и моя камера интересовали их гораздо больше Хорезма и колонн.

10. Волшебный лес! Для меня почему-то места, где чувствуешь себя иллюзорно чуть ближе к чему-то высшему, часто похожи именно на волшебный лес. Саграда Фамилия, например, одно из таких мест. И Джума-мечеть в Хиве. Вечером, уже после экскурсии, я вернулась сюда снова, присела на лавочку и настолько долго, насколько мне позволила моя неусидчивая натура, наблюдала за тем, как играет закатное солнце в деревянных узорах.

11. Некоторым колоннам — больше 10 веков. Толстые, грубоватые, но украшенные тончайшей искуснейшей и практически бисерной резьбой, они меня поразили.

12. Каждая колонна — уникальная. И, если прийти со знающим гидом (мне Аллах послал именно такого!), то рисунки становятся упорядоченными, осмысленными, а каждая колонна рассказывает историю.

13. Инь-ян видите?

14.

15.

16. Узбекистан для меня — как калейдоскоп множества визуальных образов. Мелкие детали, складывающиеся в крупные полотна, разбивающиеся на части и снова организующиеся в причудливые узоры, бесконечная смена орнаментов, великое множество деталей, рассматривать которые можно сколь угодно долго. Честно говоря, я сама удивлена тому, как понравились мне традиционные для страны декоративные элементы. Когда думаешь о том, что вся Хива была вот такой, сине-голубой, становится не по себе. В 21 веке сложно себе представить такой город, а уж то, что он действительно существовал много столетий назад, — вообще за гранью реальности. Представляете, каким ярким и насыщенным был мир живущих тогда людей? Гораздо более ярким, чем наш, полный самых четких изображений.

17. Это айван, традиционная для Узбекистана структура, терраса с плоским потолком, поддерживаемая одной или несколькими колоннами. Если айван обращен на север, то комбинация разной высоты стен по периметру и теплого воздуха приводит к тому, что внутри даже в самую жаркую и безветренную погоду дует прохладный ветерок.

18. Стены айванов традиционно украшены майоликой. Такие панно расписывались целиком красками с добавлением кобальта, которым богата эта местность. Нарезка — не четкими равносторонними элементами, а вразбивку для того, чтобы мы, смотря на панно, видели картину целиком, а не обращали внимание на стыки.

19. Стык подвесного деревянного расписного потолка и стены.

20.

21.

22. Все сразу — и резная решетка, и тончайший узор на колонне, и захватывающий дух майоликовый орнамент.

23.

24. А вот эта майолика, не поверите, датирована 14 веком — это 1303 год. И реставрации она никогда не подвергалась! Это гробница в мавзолее Саида Алауддина, великого ученого, в приземистом, крепко сбитом, выполненном из тусклого шершавого кирпича здании.

25. Узбекистан вообще и Хива в частности — это бесконечные резные двери невероятной красоты. Старые и новые, глянцевые и потемневшие от времени, современные на петлях и старинные, петель не имеющие, украшенные массивными коваными гвоздями с толстыми шапками, двери — символ страны.

26. Это мавзолей Пахлаван-Махмуда, философа, поэта, суфия, жившего в 13 веке. Он прославился силой и способностью исцелять людей; в Хиве его почитают также как покровителя города. Суфизм учит равновесию, балансу, тому, что для каждого баланс — свой. И почему-то в Узбекистане мне все время казалось, что свой баланс я нашла. Состояние после возвращения у меня такое, будто бы на меня что-то снизошло. Не божественное, конечно, вряд ли я удобная точка для приземления божественной благодати, но мир будто бы обрел резкость и четкость.

27. Голубка во дворе комплекса. Вот эти птички — самые доверчивые из всех, что водятся в Узбекистане. Не боятся людей и способны свить гнездо хоть в твоем шкафу. Прилетела к живой, святой воде.

28. Внутри. Это 19 век. И это все — майолика.

29. Каждый узор имеет автора, каждый — глубоко символичен.

30. Это уже детали дворца Таш-Ховли, резиденции эмира Хорезма. Огромный внутренний двор с многочисленными айванами, помещения, предназначенные для наложниц, жен, приема гостей — настоящая и прекрасно сохранившаяся сказка востока.

31.

32.

33.  

34. Снаружи дворец, конечно, не выглядит дворцом: если представить, что вы гуляете по городу без гида и не обладаете нужным любопытством, чтобы заглядывать во все двери, вы легко пройдете мимо. Когда заходишь внутрь, минуя лабиринт переходов, ведущих от главного входа к этом двору, структура здания кажется тебе очень нелогичной. Но когда гид показывает, как здесь все устроено, поражаешься точности, тонкости и предусмотрительности каждого решения.

35. Одна из колонн во дворце. Между каменным резным основанием и деревянной колонной — войлочная прокладка. Шерсть служит амортизатором при колебаниях почвы, которые здесь бывают.

36. Я ходила по Хиве целый день, пребывая в устало-восторженном замешательстве от обилия солнца, тепла, погружения в историю, контраста суровых глинобитных стен и причудливой разноцветной керамики. Не встретила за это время ни одной русской группы, зато видела, как замирают в восторге французы, немцы, итальянцы. Поражающий воображение город! Сокровище, которое от нас не так уж и далеко. Но наверное самое удивительно в Хиве — то, что город живет. Внутри крепостных стен (примерно 450 на 600 метров) — почти 300 жилых домов. Для кого-то Хива — это не музей под открытым небом, не чудо из чудес и не причина трястись в машине целый день, а город, где ты родился и живешь. Когда садится солнце и спадает жара, на площади Хивы высыпают детки.

37. Когда солнечный свет становится умирающе-золотым, а тени — болезненно-длинными, на пустынных улицах Хивы ты понимаешь, что время остановилось. Времени нет — город-мираж слегка дрожит в мареве жары.

38. И тут откуда-то, из безвременья, слышится музыка… Конечно, он не мог не улыбнуться. В Узбекистане все улыбаются и людям, и камере.

39.

40. Золотой закат над гордом-миражем. Весь вечер я ждала безветренной погоды, чтобы подняться над Хивой на воздушном шаре. Увы, природа решила по-другому и шар так и не полетел…

41. А теперь представьте, что это 2018 год!

42.

43.

44.

45.

46. Если подняться на стены, можно с удивлением различить детали современного городского быта — антенны, кондиционеры, провода.

47.

48. Когда на город спускается ночь, выходят месяц и звезды, тебе кажется, что ты во всем мире — один. Фонари в Хиве не в почете, так что гулять надо с фонариком. Ну что ж, это побочный эффект возможности рассмотреть звездное небо во всех деталях.

49.

50.

51.

52.

53. Теперь я знаю, где остановилось время. В Хиве.

О деталях организации поездки в Узбекистан я писала вот здесь.

Категории: Узбекистан
Поделиться:
Следующая запись:
Поездка в Узбекистан: ответы на все вопросы
30 мая 2018

Про Узбекистан в сети мало современной и достоверной информации. Туристов пугают таможней, грязью и проблемами с деньгами. Я все проверила на своем опыте и этим постом отвечаю на все вопросы,...   читать дальше

avatar
новее старее
Юлия
Юлия

Потрясающие фотографии! Спасибо, Дарья!

Dmitry Averyanov
Dmitry Averyanov

На первый взгляд на фото город очень напоминает иранский Йезд. Надо будет добраться до Узбекистана, спасибо:)

Inna Donchenko
Inna Donchenko

В глаза в первую очередь очень бросается отсутствие рекламных конструкций. Поэтому сложно поверить, что это 2018 год)