Сегодня пост для тех, кто собирается в Париж в самое ближайшее время: я рассказываю, вспоминая свою поездку в начале месяца, о выставках и музеях, которые произвели на меня большое впечатление. И формирую вам план на ваши парижские дни. Так что никакая погода вам не страшна: и снег, и дождь можно будет переждать в компании шедевров. Ну а если вы в Париж в ближайшее время не собираетесь, то все равно открывайте пост — некоторые коллекции стоят того, чтобы немедленно купить билет.
Musee d’Art d’Historie du Judaisme
Музей истории и искусства иудаизма находится в самом центре Марэ, в роскошном особняке 17 века, который сам по себе — шедевр архитектуры. Книжный магазин (см фото), например, занимает помещение бывшей столовой, сохранившей потолочные фрески трехвековой давности. Книжный магазин, кстати, отличный сам по себе. Меня же в музей привлекла афиша на фасаде с репродукцией вот этой картины Жюля Адлера. Выставка идет до 23 февраля 2020 года и я ее вам очень рекомендую. Адлера, которого сравнивают с Эмилем Золя, интересовала жизнь городских низов, он великолепный не просто художник, а рассказчик историй о людях Парижа и Франции и восхитительный колорист.
Musée Maillol
История музея скульптора Аристида Майоля — история о любви. Музей был создан Диной Верни, его натурщицей и музой, его, во многом, соавтором. О том, как Аристид создал Дину, рассказывают несколько залов музея, полных чувственной живописи и скульптуры. После смерти Майоля Дина продолжала оставаться заметной фигурой на французской арт-сцене, выставляла примитивистов и советских нон-конформистов и создала в конечном итоге музей Майоля на улице Гренель, в красивом и пышном здании середины 18 века. До 23 февраля 2020 года в музее идет выставка примитивистов: с этим движением Дина имела особую связь. Уровень экспозиции, как, впрочем, и во всех других музеях из этой подборки, феноменальный. Я получила огромное удовольствие.
Fondation Giacometti
Фонд Альберто Джакометти, в котором воссоздана его парижская студия (на фото), занимает часть безумно красивого здания в стиле ар деко в районе Монпарнас, недалеко от кладбища, на котором, кстати, похоронены Серж Генсбур и Ги де Мопассан. Сам особняк, частично жилой, и его убранство можно разглядывать бесконечно: все эти витые ручки, причудливые витражи, узорчатые полы и прочие детали рассказывают об эпохе лучше многих исторических свидетельств. На фоне всех этих украшательств резкие, животные работы Джакометти выглядят особенно контрастно. До 9 февраля в музее идет выставка, проводящая параллели между творчеством Джакометти и де Сада. Эпиграфом к ней служит фраза де Сада: «Жестокость — это энергия человека, которую еще не испортила цивилизация, поэтому это добродетель, а не порок».
Fondation Louis Vuitton
Один из лучших музеев мира, фонд Louis Vuitton занимает напоминающее космический объект здание работы Фрэнка Гери в Булонском лесу, на границе с 16 округом Парижа. То, что здание само по себе шедевр, понятно и так. Выставки, которые здесь проходят, раз за разом становятся самыми посещаемыми: афишу Louis Vuitton нужно проверять сразу после покупки билета на самолет, чтобы успеть все спланировать. Текущая экспозиция (до 24 февраля) будет интересна любителям дизайна и архитектуры: она исследует творчество Шарлотты Перриан, соратницы Ле Корбюзье, восхождение левой идеи, концепт идеального дома. Это — одна из лучших выставок, которые я видела в своей жизни. Мебель и предметы интерьера, созданные Перриан, показаны в широком культурном контексте — рядом с работами Пикассо, Миро, Колдера. Десять залов чистого восторга стоят отдельной поездки в Париж.
Musée Marmottan Monet
В музее Мармоттан-Моне хранится крупнейшая коллекция работ Клода Моне в мире: именно этому музею сын Моне передал наследие отца. Поэтому если ваше сердце замирает от кувшинок и ирисов, не забудьте сходить не только в Орсэ и Оранжери, но и сюда. Кстати, из фонда Louis Vuitton до музея Мармоттан-Моне легко дойти пешком, а по дороге остановиться в бистро Le Flandrin, о котором я рассказывала в материале о парижских ресторанах. До 26 января здесь также открыта очень понравившаяся мне выставка Пита Мондриана, показывающая его фигуративную живопись. Узнать, что было до знаменитых квадратиков, мне было безумно интересно.
Musée des Arts Decoratifs
Музей декоративных искусств — место проведение выставок-блокбастеров, например, о наследии дома Dior (о лондонской экспозиции Dior я вам рассказывала, кстати, здесь). До 12 января рассказывают об увлечении баухаусом индийского махараджи Яшванта Рао Холкара Второго. История удивительная: молодой махараджа, находящийся под впечатлением от европейского стиля жизни и архитектуры, заказал для себя и своей жены абсолютно нетипичный для Индии дом, который был полностью обставлен сделанной на заказ мебелью. Собирали ее для текущей выставки чуть ли не по всему миру: дело в том, что сам особняк не стал музеем, коллекция махараджи после его смерти разошлась по разным владельцам. Посмотреть на то, как скупой на декоративные приемы баухаус расцвел на индийской почве, прочитать о ретуши, которой были подвергнуты архитектором все фотографии, появившиеся в прессе (во времена, когда до изобретения интернета было несколько десятков лет!) очень занятно. И в том же музее до 23 февраля идет выставка, посвященная обуви — подробная, интерактивная, познавательная.
Musée Jacquemart-André
Сокровищем Парижа можно назвать этот музей, в который меня почему-то раньше не приносили ноги. Фантастической красоты особняк неподалеку от Елисейских полей был построен для пары коллекционеров Нели и Эдуара Жакмар-Андре. Супруги собрали удивительную коллекцию живописи итальянского Ренессанса (Ботичелли, Каналетто, Мантенья и т.д.), на стенах здесь висят Рембрандт и ван Дейк. Кроме всего этого (странно, конечно, слово «кроме» смотрится после перечисления таких имен), здесь до 20 января выставлена коллекция Алана, собранная тоже супругами, нашими современниками, Альваро Сайехом и Аной Гузман. В ней — десятки итальянских шедевров, которые не увидишь никак и нигде, кроме как на этой выставке, потому что все они висят — внимание! — в американском доме супругов. На меня неизгладимое впечатление произвели фотографии развески в их гостиной: абсолютно простая модернистская мебель и густо завешенные Фра Анжелико, Учелло, Липпи, Беллини, Карпаччо, Тинторетто, Веронезе стены. Часть экспозиции организована именно так — так, как видят владельцы. Фантастика и одно из самых сильных парижских впечатлений, вот что я вам скажу. Выходишь оттуда и понимаешь, что забыл, как дышать.
Grand Palais
Еще одно сильнейшее парижской впечатление — экстраординарная ретроспектива Эль Греко в Гран Пале, наглядно показывающая трансформацию стиля (завораживающее зрелище!) и подробно рассказывающая о том, как воспитанный в православной иконописной традиции Эль Греко сделал себе имя в Испании. Выставка открыта до 10 февраля. До 27 января здесь же показывают Тулуз-Лотрека: после Эль Греко мне не зашло, как говорится, но, знаю, есть любители.
Δ