Сегодня пост не совсем обычный: как правило, я не делаю постов из путешествий, если у меня нет собственных фотографий. В музее, про который я хочу сегодня рассказать, снимать было, к сожалению, нельзя. Но само здание, коллекция и семья владельцев поразили меня настолько, что я решила познакомить вас с этой необычной берлинской достопримечательностью. Еще одним из решающих факторов стало то, что про эту коллекцию знают немногие: я была в Берлине множество раз, но узнала о музее лишь в свой последний приезд.
Музей Boros Collection, расположенный в бункере, построенном в 1941 году, — частный, здание также находится в частной собственности. Более того, владельцы живут в том же бункере: если вы посмотрите на заглавную фотографию, вы увидите 600-метровый пентхаус на крыше. Мне сама история здания кажется очень берлинской: сначала это был бункер, убежище на 3000 человек. После войны здание было превращено в тюрьму, благо, окна-бойницы и многометровые стены очень способствовали такому назначению. В девяностые тут был клуб. Несколько лет назад коллекционер Кристиан Борос купил здание, чтобы разместить в нем свою коллекцию искусства.
Кристиан и его жена Карин собирают современное искусство, в первую очередь фотографии и инсталляции. Я бы сказала даже, что инсталляции их интересуют больше, если судить по музейной экспозиции. Если вы когда-нибудь сделаетесь коллекционером, то одна из первых проблем, с которой вы столкнетесь, — это проблема подходящего для вашей коллекциии помещения. Если вы купили трехметровое дерево Айя Вейвея, то, наверное, вам потребуется специальный зал для того, чтобы ваше приобретение выставить. Бывший бункер с его огромными пространствами — самый лучший вариант.
В музей нельзя прийти без предварительного согласования времени. Осмотреть коллекцию без гида тоже нельзя: семья Борос рассматривает бункер и выставочные залы как свой дом, а вы ведь не придете в гости внезапно и не будете шататься по дому туда-сюда в отсутствие хозяев? Мне импонирует сам подход: все собранные объекты, какими бы странными на наш с вами взгляд они бы ни были, становятся более живыми и понятными, когда мы думаем о них как о частной, домашней коллекции, а не о вещах, которые время от времени извлекают из запасников или возят из музея в музей.
Меня довольно сильно увлекает музейное дело и вопрос кураторства, поэтому мне было очень интересно посмотреть на этот необычный музей: как выбраны помещения для тех или иных работ, как устроена навигация (ее нет — вы же не делаете подписи под картинами у себя дома), как расставляют акценты гиды (экскурсии на немецком\английском), как проводят сами экскурсии. Главное мое ощущение от музея — это живой организм. Сам музей, будучи частным пространством, живет и меняется — одни работы владельцы держат у себя наверху, другие — в доступных для визита залах, периодически меняя объекты местами.
Музей отлично демонстрирует близкий мне подход, что искусство рождается в процессе взаимодействия объекта (картины, инсталляции, фотографии) и зрителя. Я вспоминаю известную работу Эрика Булатова «Картина и зрители», где автор так смотрит на полотно Александра Иванова «Явления Христа народу», что экскурсанты, стоящие перед картиной, становятся ее частью, переходят границу искусства. Так и посетители Boros Collection переходят границу искусства, наблюдая, например, как делает попкорн машинка, и давя ногами хрустящие шарики. Работает она уже несколько лет, сначала кучка была маленькой, потом постепенно разрослась. Никто не знает и не хочет знать, как долго еще будет работать автомат, как много получится попкорна, будет ли им заполнена вся комната. Искусство происходит на наших глазах и под нашими ногами гибнет — и это тоже часть искусства.
Этот портрет Кейт Мосс с брокколи в руке работы Вольфганга Тиллманса здесь изображен в интерьерах того самого 600-метрового пентхауса на крыше бункера, где живут владельцы музея. Сейчас же портрет выставлен в одном из залов, доступных для визита, вместе с другими не менее впечатляющими работами Тиллманса. Некоторые из них я хотела бы опубликовать, но ставить метку «18+» на посте не хочется, так что интернет вам в помощь. Мне давно не попадались более невинно снятые, но настолько чувственные работы. Лично для меня Тиллманс стал одним из главных открытий последних лет, хотя, конечно, прогрессивное человечество давно с ним знакомо.
В музее можно полистать или купить один из альбомов, посвященный коллекции, зданию и семье Борос. Меня поразили интерьеры их квартиры, поэтому я хочу и вам показать несколько фотографий. Эти апартаменты неоднократно снимали для глянцевых журналов, так что найти картинки мне не составило труда. По-моему, совершенно потрясающий, изящный и не прегруженный интерьер. Пожалела, что не купила во время визита в музей одну из книг.
Подробнее о музее и коллекции можно прочитать также тут.
Благодарю отель Sofitel Berlin Kurfurstendamm за организацию визита и знакомство с Boros Collection!
За фото спасибо google.com
Читайте также:
Мой любимый Берлин Одна берлинская суббота Отличный отель для шопинг-уикенда
Δ
Какая интересная судьба у здания! К сожалению, у меня не получается понимать современное искусство. Вернее, понять я могу, конечно, но получить от этого удовольствие — нет. Мне от этого всего холодно. Для меня это всё немножко «с другой планеты». Любопытно, но не более. Но за рассказ спасибо. Это точно! Потому что я всё ещё пытаюсь и пробую!))
Пожалуйста)
Любопытно — верное слово!
А сколько стоит билет, если не секрет?
Не помню, к сожалению.
На мой вкус, интерьер холодноват, скорее офис-гостиная, чем квартира. Уюта совершенно не чувствуется, но это, конечно, дело вкуса, как и специфический оттенок стен
Сам музей интересен попыткой синтезировать пространство из бункера и камерного музея-квартиры
Мы не видим частных зон, спальни, например, поэтому сложно судить о доме целиком. Но мне лично такой интерьер по душе.
Потрясающий музей (портреты похожи на David Hockney?) и интерьеры пентхауса на крыше просто захватывают воображение. Боросы — молодцы, люди с видением.
Даша, я вас некоторое время уже читаю и мне так нравится как вы подходите к путешествиям и к выбору посещаемых достопримечательностей. Продолжайте 🙂 Жду фоторассказов про родную Швейцарию!
Спасибо вам, что читаете и комментируете! Будет про Швейцарию на следующей неделе.
Комната с книгами — мечта просто. И спасибо за Тиллманса!
Пожалуйста!
Обычно про музеи читаю, но желания пойти еще ни разу не возникло, но этот посещу при возможности обязательно!
Интересно, но считать попкорн искусством у меня никак не получается 🙂
Интерьер… у хозяев своеобразный вкус 🙂
Мне кажется, такие инсталляции хороши как раз тем, что заставляют нас задуматься над расширением границ привычного;) это я к вопросу о попкорне как искусстве.
Даша, я могу допустить, что с чьей-то точки зрения у меня узкое ограниченное мышление, что я консерватор и т. д., но какие границы расширяет попкорн — мне понять не дано))) имхо не искусство это.
Я говорю о том, что это повод задуматься, а не о том, что у кого-то узкое, а у кого-то широкое мышление. Современное искусство ставит вопросы и дает толчок для дискуссии — это, по-моему, круто.
как же у них уютно! Хотелось бы пожить там)
Я читала про него в Афише-МИР (давно правда уже…подзабыла даже уже), но там про договорённость и гида не было кажется и я думала «ну схожу как-нибудь» А на каком языке гид?
Английский\немецкий.
Мне нравится как на западе, стали подходить к музейным помещениям, как в этом случаи. Т.е. реконструируются старые заводы, фабрики и т.д. для современно искусства это очень правильно. Данный музей — да, я бы с удовольствием там побывала. К сожалению у нас в стране очень мало людей разбираются в современном искусстве. Это упущение, этому надо обучать.
У нас тоже так делают, что мне тоже очень по душе.
Да, правда мало еще, но надеюсь все впереди. Хотела спросить, Вы были в «Берлинском музейн. острове»?
Все еще нет;) но там отличные музеи.
Только с гидом и ходить по таким своеобразным местам) Я бы заглянула к ним