Знаете ли вы о том, что в каракалпакских песках, где-то там, где дует соленый ветер с мертвого Аральского моря, там, на границе Узбекистана и Казахстана, есть город Нукус. А в Нукусе — музей, а в музее — крупнейшая коллекция русского искусства за пределами России и уникальное собрание узбекского искусства 20 века. Знаете? Я вот о существовании Нукуса и Музея искусств имени И.В.Савицкого не так давно даже и не подозревала. Зато теперь я побывала в музее, была потрясена тем, что увидела, и готова поделиться с вами.
Представьте себе пустыню, ветер, разносящий соль с мертвого Аральского моря, песчаную серость под голубым небом, пустоту, в которой не за что зацепиться глазу. Два с половиной часа дороги из Хивы я думала о том, насколько большая у нас планета и о том, как же интересно на ней жить. Несколько месяцев назад мне казалось, что Хива, стоящая на границе Узбекистана и Туркменистана, — это край географии. Оказалось, что это не край, а так, краешек. Край — это Нукус, столица Каракалпакии, безликий город, затерянный в песках, расположенный так далеко, что Игорю Савицкому, чьим именем назван местный художественный музей, удавалось прятать здесь полотна, у которых не было ни единого шанса быть выставленными и увиденными в советское время. Савицкий за государственные деньги собрал такое количество работ отвергнутых и гонимых режимом авторов, что двух зданий музея сейчас не хватает на то, чтобы выставить даже крохотную их часть. Вы представляете себе масштаб этой авантюры?
Игорь Савицкий родился в 1915 году в Киеве. Семья, сильно пострадавшая от новой, советской власти, вернее, ее часть, оказалась в Москве. Игорь поступил в Суриковское училище, эвакуированное в годы Второй мировой войны в Ташкент. Повторно он приехал в Узбекистан в составе Хорезмской археологической экспедиции, крупнейшей в СССР, работал на раскопках, рисовал. Влюбился в этот суровый пустынный край и остался… В 1966 году Савицкий стал директором только что созданного музея, которому с трудом нашли 2 комнатки под экспозицию. Больше тридцати лет Савицкий положил на то, чтобы собрать богатейшую коллекцию т.н. узбекского авангарда и невероятное собрание русских художников первой половины 20 века. Уникальность нукусской коллекции в том, что это коллекция, созданная одним (!) человеком. При этом Савицкий не выбирал — он спасал, он брал, все, что есть, выгребая никому не нужные полотна без рам (рамы уже были сожжены в холодные зимы), с дырами и трещинами. Когда вы приедете в музей, вам покажут не одну и не две работы, которыми закрывали дыры в крыше вдовы и наследники художников.
Про Савицкого часто говорят как про сумасшедшего, эксцентрика, бросившего Москву и какие-то там перспективы ради пыльного и дальнего угла СССР. На самом деле Савицкий прекрасно понимал, что он делает, и осознавал, что удаленность музея и труднодоступность для любых проверок — большой плюс в деле сохранения работ, обреченных, как и их авторы, на забвение или физическое уничтожение. Савицкий спас более 44 тысяч работ таких авторов, как Роберт Фальк, Любовь Попова, Иван Кудряшов, Климент Редько, Александр Волков и мастеров узбекской школы Тансыкбаева и Уфимцева…
Когда я ходила по музею, совершенно потрясенная красочностью этого нового для меня мира, я старалась осознать и представить, насколько большую угрозу для власти представляли сценки из узбекской жизни вроде чаепитий в чайхане, насколько страшными были для нас совершенно привычные абстракции и как вообще жили и творили художники без надежды быть выставленными, зато жившие с опасением быть посаженными… Нукусский музей — как книга памяти о павших в столкновении реальности художественной и реальности советской, как книга человеческих трагедий (умер в лагере, пропал, расстрелян, отсидел 20 лет), как книга о маленьком человеке, который не побоялся пойти против системы и единолично спас целое художественное явление.
Не просто спас, но и во многом создал. Одной из целей Савицкого было дать художникам Каракалпакии, только зарождающемуся художественному движению основу, пример, материал для развития. Привозя в Нукус найденные по всему Союзу работы, Савицкий послужил созданию художественной школы.
О коллекции Музея искусств им. Савицкого говорят как о коллекции узбекского авангарда. Сам Савицкий никогда не говорил, что собирает именно авангард. Этот термин употребляется скорее как обозначение всего многообразия того искусства, которое не могло быть вписано в рамки искусства официального. Коллекция музея, безусловно, шире любого художественного направления.
В фондах музея хранятся тысячи работ малоизвестных художников, приобретенных Савицким, которых никто, кроме родственников художников и служащих музея, не видел. Даже те работы, которые считаются шедеврами коллекции, практически неизвестны широкому кругу любителей искусства или узкому кругу специалистов. Удаленность музея, закрытость фондов, отсутствие каталогов позволяет называть коллекцию нукусского музея неизвестной. Выставка в Москве в апреле 2017 года, на которой было показано 250 работ, произвела фурор — никто не ожидал, что в далекой Каракалпакии есть такие сокровища! Это был редкий шанс увидеть шедевры Нукуса своими глазами, вернее, их крохотную часть.
Игорь Савицкий умер в 1984 году. Когда он задумывал музей, ни он, ни люди, которые с ним работали, не представляли себе масштабов явления, которое они создают и сохраняют, и не представляли себе, насколько большой станет коллекция. Савицкий мечтал о том, чтобы люди специально приезжали в далекий Нукус ради музея. Его мечта сбылась.
В музее совсем недавно разрешили снимать, так что фотографии картин, сделанные мной, — уникальные. У вас есть редкий шанс рассмотреть шедевры в деталях. Увидеть больше работ из коллекции музея можно в «Общественном каталоге музея им. И.В. Савицкого».
А еще я очень рекомендую вам фильм, снятый каналом «Культура» — «Нукус. Неизвестная коллекция» о судьбе Игоря Савицкого и его музея, о шедеврах, которые в Нукусе хранятся. Не пожалейте 40 минут — вам откроется совершенно новый, потрясающий мир.
Δ
Материал просто чудо. Фильмы великолепны. Спасибо за подробную информацию по Узбекистану. Ваши рассказы чудесны. Ждем еще))).
Мария, спасибо большое!
Про музей знала, еще в художественной школе в библиотеке наткнулась на альбом с репродукциями Волкова, Усто-Мумина, и всеми остальными прекрасными мастерами. В Москве в прошлом году весной я была на выставке «Сокровища Нукуса» в ГМИИ. Интересная статья по теме — http://www.art-initiatives.org/ru/content/moskva-nedostoyna-sokrovishch-nukusa. Спасибо за вашу статью! Обязательно съезжу когда-нибудь туда, в Нукус, увидеть шедевры еще раз.
Это все невероятно. У меня есть любимая книга — Аллы Калининой — «Как ты ко мне добра». Я не смогла расстаться с ней, даже после того, как раздала из-за бесконечных переездов всю свою библиотеку. Это роман о двух сестрах-москвичках, и действие происходит как раз в 50-70 годы. Вторая часть романа в основном посвящена работе и жизни младшей сестры в Узбекистане, Нукусе. Девушка стала археологом и уехала сначала в командировку, а потом и навсегда на любимый Восток. В Нукусе она встретила удивительного человека, Глеба Владиславовича Троицкого, прототипом которого и был, вероятнее всего, Игорь Савицкий. Было ужасно интересно читать и про Узбекистан, Нукус, Аральское море, археологические раскопки, и, конечно же, про про самого археолога-коллекционера и создание музея… Я даже не знала, не подозревала, что за художественным вымыслом может скрываться Такая История! Что все события романа гораздо ближе к реальности и правде, чем я думала. Спасибо вам, Даша, за этот неожиданный и восхитительный рассказ!
Как интересно! Я никогда не слышала об этом авторе и романе, скачала — буду читать.
просто чудо! Спасибо, Дарья!
Пожалуйста, Серафима. Рада, что вам понравился материал.
Даша, великолепный пост, профессиональные фото, потрясающий фильм о Игоре Савицком. На выставке в Москве была и теперь знаю точно, что буду в Нукусе и желательно с Вами. Ноябрь, к сожалению занят работой и отсутствием отпуска, но на будущее буду планировать.
Наташа, спасибо! Буду рада!
Это потрясающая и очень пронзительная история — Игоря Савицкого. Я сегодня коротала ночь за просмотром этих фильмов.
И знаете, Даша, Вы в какой-то мере тоже вносите вклад в популяризацию этих шедевров. Многие из Ваших читателей, и я в частности, никогда бы об этом не узнали просто так. До такой информации, как и до самого Нукуса и музея, нужно прямо специально и осознанно добираться. Это не то, что прилетает само по себе.
Виктория, спасибо вам! Я рада, что вас зацепила эта история. И я рада, если после моих материалов туристов и в Нукусе, и в Узбекистане вообще будет больше.
А я чего то решила, что неинтересно и не пошла. Зря да?
Очень зря!
Огромное спасибо, Дарья. Как жаль, что такой интересный музей находится так далеко.
Пожалуйста! Да, туда непросто добраться — нужно специально ехать. Впрочем, в Нукус есть прямой рейс…
Этот вопрос у меня прямо вертелся на языке, про прямой рейс) Хоть вылетай)
Не самый удобный, но есть) правда, в Нукусе плохо с гостиницами, лучше в Ургенч, ночевать\жить в Хиве и оттуда уже в Нукус.
Эту коллекцию привозили в Пушкинский музей в прошлом мае.
Да, о чем и написано в посте. Вы ходили?
Да, извиняюсь, я невнимательно прочитала сам пост, только название)) Конечно ходила, понравилось очень!
Здорово)
это космос какой-то! спасибо, что делитесь.
Юля, спасибо, что читаете!