В этом посте я собрала последние книги об искусстве, которые произвели на меня впечатления. Истории русских коллекционеров, распродажа музейных сокровищ, история импрессионизма и парижской школы… и сам Париж. Не побываем, так хоть над книжкой всплакнем. Надо ли говорить, что каждую из этих книг будет здорово найти под елкой.
Три книги Наталии Семеновой, рассказывающие о судьбах русских коллекционеров рубежа веков. Вы, наверное, и без меня знаете, что собранные Сергеем Щукиным и братьями Морозовыми коллекции и опередили свое время, и послужили небывалому художественному подъему в русском искусстве начала 20 века. Обе они были национализированы, перемешаны, часть работ была продана за границу (об этом дальше!) и в конце концов собрания были хаотично разделены между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина. На базе коллекций Щукина и Морозова был образован (и потом разогнан) первый в мире музей современного искусства, Государственный музей нового западного искусства в Москве, куда рекой в первые годы советской власти текли иностранные туристы и валюта. Но о том, как попали Моне и Манэ, Дега, Пикассо, Матисс, Пикассо, Сезанн, Дени и другие в Россию, никому не рассказывали. Ну а потом на несколько десятилетий собранное русскими купцами искусство оказалось в запасниках. Работы Наталии Семеновой восстанавливают историческую справедливость и детально рассказывают о том, как так вышло, что два русских промышленника устроили фактически переворот в искусстве рубежа веков.
Третья книга, вышедшая в серии ЖЗЛ, в первых двух частях во многом повторяет содержание работ о Щукине и Морозове, а в третьей же части рассказывает об Илье Семеновиче Остроухове, распорядителе Третьяковской галерее, о его опыте собирательства, о том, как он галереей руководил и о том, как и чем жило искусство в Москве на рубеже веков.
Когда я впервые услышала о том, что в первые годы советской власти церковные и музейные ценности масштабно продавали за границу, я не сразу поняла, что это не шутка. Как можно продать Рембрандта? А Ван Гога? Ренуара? Книга Наталии Семеновой и Николаса Ильина «Проданные сокровища России. История распродажи национальных художественных сокровищ» детально рассказывает о том, как все было, опираясь на невероятное количество архивных документов, часть из которых рассекретили буквально недавно. В десяти главах исследователи восстанавливают хронику событий, детально останавливаясь на продаже сокровищ императорской семьи, церкви, продаже предметов из дворцов-музеев (и дворцов-музеев целиком!), на распродаже книжных коллекций и коллекций, собранных Щукиным и Морозовым. В приложенных цветных иллюстрациях — проданные шедевры и информация, откуда они были изъяты и где сейчас находятся. Одни из самых интересных страниц посвящены самим коллекционерам, тем, кто покупал и увозил из России шедевры. Честно говоря, читать такое можно только с корвалолом.
Главы о коллекционерах из предыдущей книги являются в некотором роде предисловием к воспоминаниям Георгия Костакиса (Костаки), собравшего феноменальную коллекцию русского авангарда, разделенную сейчас между Третьяковской галереей и музеем в родных Костакису Салониках. И в «Проданных шедеврах», и в «Моем авангарде» показано, насколько много в двадцатых и тридцатых было в советской России на рынке антиквариата. Как ничтожно мало он стоил, как находили люди с глазом и опытом в комиссионках в кучах ерунды шедевры. С антиквариата и западно-европейской живописи и началась коллекция Костакиса. Это уже потом он переключился на Кандинского, Малевича, Гончарову, Ларионова, Шагала и других художников, которых мы сейчас знаем как звезд русского авангарда. О том, как коллекция собиралась, и о том, как и почему коллекционеру пришлось ее разделить, воспоминания и рассказывают.
В этом списке четыре книги искусствоведа Михаила Германа, но на самом деле я могу назвать еще столько же, если не больше, его работ, если не обязательных к прочтению, то по крайней мере очень и очень интересных. Михаил Герман — крупнейший специалист по французскому искусству 19 и 20 веков и по искусству русскому того же периода. Он не только блестящий знаток, но еще и непревзойденный мастер слова, благодаря чему все его книги читаются буквально залпом и вызывают невероятное желание читать еще и еще. Я так прожужжала Германом уши мужу, что теперь у меня, кажется, есть все, что Герман написал. «Импрессионизм», «Парижская школа» и «Модернизм» дают фактически исчерпывающую картину европейского искусства на повороте столетий. Ты вместе с автором оказываешься в мастерских художников, в выставочных залах, на улицах Парижа… Про Париж нужно сказать отдельно. Думаю, что эти три книги вкупе с его же «В поисках Парижа или вечное возвращение» представляют собой лучший путеводитель по этому городу. А любителям мемуаров стоит обратить внимание на его же «Сложное прошедшее», дающее честную и по отношению к людям, и по отношению к самому себе картину эпохи, нашего сложного 20 века. Одни из самых трогательных страниц — опять же о Париже и первой встрече с ним. И, знаете, у меня не укладывается в голове, что блистательные книги по французскому искусству можно было писать не то что не бывав в Париже, а даже и не надеясь когда-нибудь увидеть его живьем.
Сборник статей «Об искусстве и искусствознании» рекомендую как подборку материалов на ключевые для Германа темы. Самые интересные лично для меня (после прочтения книг, обозначенных выше), посвящены тоталитарному салону и искусству Кандинского и Сутина.
Я сейчас читаю германовскую же работу про Врубеля и монографию о Дега. Рядом лежат книги об Эдуаре Мане и Хаиме Сутине.
Про эту книгу и писать как-то неловко, потому что «История искусства» Гомбриха — одна из самых известных книг об искусстве вообще. Но, возможно, вы о ней не знаете, как не знала до самого последнего времени я. Этот толстенный труд переиздавали сотни тысяч раз с 1950 года, когда он впервые был опубликован. И я понимаю, почему! Эрнстом Гомбрихом найдена очень верная, личная, абсолютно не снобистская интонация, с которой он ведет своего читателя от эпохи к эпохе. Читать «Историю искусства» приятно и тому, кто взялся за искусствоведение впервые, и тому, чьи мозги уже скрипели над написанными более сложным языком работами. Гомбрих учит своего читателя воспринимать каждое произведение искусства в самом широком контексте, учит, смотря на произведение искусства, думать в первую очередь о том, какую художественную задачу и какими средствами решал автор. И дает — несмотря на отсутствие специальной терминологии и прочей зауми — читателю инструменты для такого анализа.
Δ
Дарья, спасибо, что делитесь этим.
Пожалуйста!
Ваш блог — это просто находка. Уже заказала «Модернизм». Большое вам спасибо!
Юлия, спасибо! Рада слышать.
Замечательно! Огромное спасибо.
Огромное пожалуйста!
Дарья, отличная подборка книг! Спасибо! Теперь мне нужна «История Искусства» Гомбриха)
Анастасия, рада, что понравилась. Книга отличная!
Даша, добрый день! Всегда так радуюсь книжным постам! Спасибо! На мой взгляд книги в подарок — очень душевно 💙
Диана, спасибо!
Очень заинтересовала книга «Проданные сокровища России». Обязательно найду и прочитаю. Спасибо Вам, Даша, за подборку! Кстати, 2 Ваших книги об Узбекистане я подготовила близким в подарок на Новый Год :))) Уверена, что это будет чудесный новогодний сюрприз :))
Светлана, спасибо вам) надеюсь, подарки понравятся!
О. Даша, большое спасибо за прекрасную подборку!
Пожалуйста! Всегда рада)