Путеводитель по Ташкенту

В ноябрьском номере Elle Украина вышел мой большой материал о Ташкенте. В нем я собрала все свои любимые места: рынки, рестораны, шоу-румы и магазины, музеи, отели, лучшие места в окрестностях. Ведь Ташкент — отличное направление для поездки на выходные даже зимой.

 

АРТ

CCA Tashkent – центр современного искусства в здании дизельной электростанции 1912 года, вырабатывавшей электричество для первой в Ташкенте трамвайной ветки. Авторы проекта видят особый символизм в том, что здание в центре города, с которого началась электрификация Ташкента, будет местом размещения музея и культурного центра, призванного внести в художественную жизнь Средней Азии динамизм и энергию обновления. Реконструкция бывшей электростанции еще не закончена, но мероприятия программы Tashkent Encounters, посвященные современным урбанистике, искусству, танцу, кино уже идут как онлайн, так и офлайн.

+998 71 207 40 80

Музей искусств Узбекистана. Одна из веских причин приехать в Узбекистан – знакомство с коллекцией узбекского и русского искусства 20 века в Государственном музее искусств им. Савицкого в Нукусе. Игорь Савицкий, будучи директором этого музея, спас, вывезя из Москвы в далекую Каракалпакию, несколько десятков тысяч предметов запрещенного в Советском Союзе искусства. Но Нукус – далеко и стоит отдельной поездки, а ташкентский музей искусств Узбекистана – рядом. Уделите ему несколько часов, чтобы внимательно осмотреть залы, посвященные узбекской художественной школе 20 века и картинам Николая Карахана, Павла Бенькова, Надежды Кашиной, Михаила Курзина, Александра Волкова, Виктора Уфимцева, Усто Мумина.

+998 71 236 74 36

Государственный музей прикладного искусства занимает особняк российского дипломата царских времен Александра Половцова, выдержанный в эклектичном восточном стиле. Музей знакомит практически со всеми возможными видами декоративно-прикладного искусства страны: тут и расписные и резные потолки, стены, оформленные ганчем, резьбой по гипсу, керамика, вышивка, чеканка в витринах, элементы национального костюма. В Узбекистане каждый регион имеет колоссальные различия в области декоративного-прикладного искусства: я посвятила не одну экспедицию поездкам по стране и знакомству с мастерами. А окинуть взглядом почти все и сразу можно, придя в этот музей.

+998 71 256 40 42

Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои — главная в стране площадка для оперных и балетных постановок. Премьера этой осени — балетный спектакль «Лазги», созданный с участием немецкого балетмейстера Рауля Раймондо Ребека и российского дизайнера Фрола Буримского, сделавшего для постановки костюмы. Лазги, традиционный для страны народный танец, включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.

+998 71 233 32 21

Театр Марка Вайля «Ильхом»самый известный в Средней Азии независимый театр-студия, существующий более сорока лет. «Ильхом» был и остается одним из самых прогрессивных культурных центров страны, под крышей которого объединены собственно театр, театральная студия, лаборатория инклюзивного театра. Здесь же проходят джазовые и рок-фестивали, здесь же устраивают выставки. На протяжении всей своей истории «Ильхом» несет на себе печать нонконформизма; многие постановки за годы существования театра получили статус культовых. Это в первую очередь «Счастливые нищие» по Карло Гоцци и «Радение с гранатом», спектакль, посвященный жизни и творчеству художника Усто Мумина (Александра Николаева). Спектакли идут на русском языке, иногда – с английскими субтитрами. Даже если вы не попадаете на представление, зайдите в театр за андерграундной атмосферой, на чашку кофе или на выставку.

+998 71 241 22 41

Махалля – это и жилой район, и принцип общественного устройства, и единица самоуправления, корнями восходящая к раннеисламским временам и в Узбекистане благополучно пережившая смену веков, властей, принципов государственного устройства. В недалеком еще прошлом для свадьбы или развода нужно было получать согласие махаллинского комитета! Времена меняются, но назвать сейчас махаллю просто единицей самоуправления – значит приуменьшить ее значение в жизни узбекистанцев.

Устройству махалли, где обязательно есть мечеть и чайхана, тому, как управляют жители своим кварталом, как справляют праздники, а также тому, как устроен сам узбекский дом, посвящен проект, с которым Узбекистан впервые участвует в этом году в Венецианской архитектурной биеннале. Одна из самых известных махаллей Ташкента — Кейкаус, которую называют ташкентской Венецией. Экскурсия по ней дает возможность понять, как устроен старый город, все еще выдерживающий давление подступающих к его границам многоэтажек, и как живет настоящий, не европеизированный Узбекистан.

КУХНЯ

Базар

Без базара нет Узбекистана, без Чорсу нет Ташкента. Это большой, под узнаваемым голубым куполом рынок, куда приходят все – и местные, и туристы. Посмотреть, что продают, посмотреть, как покупают, все попробовать (не просто можно, но и нужно!) и обязательно добраться до хлебного павильона с бастионами лепешек и висящей в воздухе мучной взвесью и жорных рядов, где готовят и продают и плов, и самсу, и нарын, домашнюю лапшу с кониной. Базар я люблю за возможность сунуть нос буквально в каждый казан и расспросить торговцев о том, как сделано то или иное блюдо. Вот, например, ташкентский праздничный, богатый по ингредиентам плов: рассыпчатый, рисинка к рисинке, с яркой морковью, с казы, конской колбасой, с нутом, с вареными куриными и перепелиными яйцами. Его обязательно перемешивают перед подачей, в то время как в Самарканде, например, всегда подают слоями.

Рынок – хорошее место для покупки съедобных сувениров. И если специи и сухофрукты вы найдете почти в том же ассортименте на любом базаре дома, то вот курт, сухой кисломолочный продукт в шариках, стоит везти из Узбекистана. Не забудьте, что все можно попробовать и выбрать, какой по душе: с острым перцем ли, с фиолетовым базиликом ли. Курт, компактный и долго не портящийся, раньше был едой пастухов. Сейчас же это скорее закуска к пиву или насыщенному, плотному вину.

Бранч

Хозяин Café Loft, также известного как Café Café Паша Георганов знает, как сделать так, чтобы собрать у себя на кофе весь город. Завтраки здесь в субботу и воскресенье — важный ташкентский ритуал. Традиционный завтрак в Узбекистане – очень ранний, с горячей лепешкой, каймаком и крепким чаем. В кафе и ресторанах его не подают: это домашняя трапеза, приобщиться к которой можно, если остаться где-нибудь в гостях, в традиционном доме, ночевать. А вот завтрак на западный манер, с хорошим кофе, с сырниками, с омлетами, с возможностью посмотреть на современных горожан – это к Паше. И за пловом, если вы не решились пробовать его на рынке, приходите к Паше: здесь его готовят в четверг и воскресенье и подают с ледяной водкой и салатом из сочных томатов, хрусткого лука и курта.

+998 95 145 45 45

Ужин

Южнокорейская кухня в Ташкенте давно стала важной частью местной кулинарной традиции благодаря огромной диаспоре корейцев, переселенных сюда в советское время. Хозяйка ресторана KimSatGat Нелли Васильевна – практически посол кухни Южной Кореи на пространстве бывшего СССР, державшая когда-то кафе и в Киеве. Она несколько десятилетий кормит всю диаспору и сама делает все заготовки и растворы для ресторана, открытого 365 дней в году. Берите сут пулькоги (говяжью мякоть в маринаде) и моксаль (шейную часть свинины в маринаде), к которым вам принесут больше десятка плошек с закусками.

+998 71 254 54 36

Национальную узбекскую кухню в Ташкенте, как и во всем Узбекистане, искать в ресторанах не надо. Пользуются популярностью очень простые, нередко специализирующиеся на одном блюде заведения, не имеющие зачастую официального названия и телефона, зато являющиеся частью городского фольклора. От ташкентцев можно услышать загадочные названия вроде «самса на Куйлюке в сторону Крестика» или «Лагман на Себзаре». Лучший способ с такими местами познакомиться — попросить любого таксиста отвезти туда, где ему самому вкусно. Поверьте, для фанатично влюбленных в еду узбекистанцев ваш интерес к национальной гастрономии – один из лучших комплиментов. Те, кого пугают колченогие столы, покрытые клеенками, обязательно окажутся на ужине в ресторане национальной кухни Caravan. Это то самое место, куда уже несколько десятилетий обязательно привозят официальные делегации, политиков, звезд эстрады и кино.

+998 78 150 75 55

ШОПИНГ

Блошиный рынок в Янгиабаде, на городской окраине, работает в субботу и воскресенье. Мероприятие для тех, кого не пугает толчея абсолютно не гламурного, ничуть не причесанного и даже не умытого восточного базара, где прилавки с сокровищами прячутся под сводами заброшенных складов или между рельсами, где можно увидеть петушиные бои, купить за бесценок афганский ковер (вопросы вывоза решайте с продавцом!) или фарфоровый сервиз. Здесь же ищите старую, от антикварной до винтажной, национальную одежду, винтажные броши, медную утварь, старинные вышивки…

В Ташкенте у марки Kanishka – одни из самых стильных, пожалуй, магазинов, выдержанные в минималистичном стиле. На этом нейтральном фоне отлично смотрятся яркие вещи бренда, чей стиль можно описать как уличный, городской. Самое главное у Kanishka, то, чего не найти у других, — кожаные изделия (сумки, рюкзаки, портмоне) и веселые шубы, в которых сочетается несколько видов натурального меха. Как раз для тех, кто всю жизнь думал, что шуба – это так старомодно.

+998 71 252 57 77

Мадина Касымбаева – знаменитая ташкентская вышивальщица, возродившая локальную школу вышивки, где ткань заполняется мельчайшими стежками целиком. Просветы здесь редки: небольшие светлые фрагменты имеют фантастический декоративный эффект, выделяя изображенные на полотне фигуры. Вышивка ташкентского палака – так принято называть здесь, в Ташкенте, вышитое декоративное полотно — требует и времени, и большого количества ниток и красителя, да и вышивать его должна одна мастерица от начала до конца. Те панно, что делает Мадина, имеют статус предметов искусства и выставляются в музеях. В ее шоурум приходишь и как на выставку, и как в бутик, чтобы рассмотреть, выбрать и купить покрывала, наволочки, расшитые халаты, обувь, сумки.

+998 90 167 67 04

Улугбек Холмурадов – самый известный ювелир Узбекистана, владелец архитектурного бюро, человек, благодаря которому словосочетания «современная стилистика» и «национальное наследие» могут стоят рядом. Украшения Улугбека – не прямая эксплуатация народных образов и мотивов, а их деконструкция и переосмысление. В серьгах, кольцах, подвесках Холмурадова узнаются коробочки хлопчатника, изразцы, очертания куполов, узоры ажурных решеток. Коллекции выходят ограниченным тиражом.

+998 90 977 88 78

Human House. Лола Сайфи, хозяйка этой харизматичной галереи, собирает лучшие ремесленные и дизайнерские вещи со всего Узбекистана и Средней Азии — и посуду, и предметы интерьера, и одежду, и обувь, и сумки, и ткани. Набитые до предела залы Human House, где есть и халаты из винтажных китайских шелков, и костюмы из сотканных вручную тканей, и кожаные вещи, и керамика лучших мастеров страны — настоящая лавка сокровищ.

+998 90 937 83 73

Саида Амир – единственный узбекский дизайнер, закончивший престижную британскую школу дизайна Central Saint Martins. Саиду отличает свежий и современный взгляд на национальное наследие. Ее творческий метод, в котором большое внимание уделяется ручной драпировке ткани, родился из дипломного проекта, посвященного узбекским национальным тканям. Калейдоскопы и лабиринты узоров, вытканные вручную, Саида разложила буквально на молекулы и собрала заново. Обратите внимание на коктейльные платья с драпировками и пальто на подкладке из узбекского шелка.

+998 99 887 09 37

Bibi Hanum – модный и социальный проект, возможность дать заработать женщинам и сохранить ремесленное наследие Узбекистана. Ткани ручной работы, которые марка использует для своих коллекций, родом из Ферганской долины. Вышивка — из Самарканда, Нураты, Бухары. А разработаны и сделаны эти удивительной красоты вещи здесь, в Ташкенте. Bibi Hanum отличает современный подход к дизайну и высочайшее качество исполнения. Если вы любите стиль бохо как в одежде, так и в интерьере, вышивки, бахрому – это бренд для вас.

+998 909 47 91 95

Абровыми в Узбекистане называют ткани, узоры на которых образованы методом резервного крашения. Помните, как вы красили в девяностых свои футболки, завязывая ткань узлом так, чтобы в этом месте осталось причудливое неокрашенное пятно? Считайте, что вы владеете древней техникой! Но в Узбекистане так красят не ткани, а нити, которые потом располагают на ничуть не изменившемся за последние двести лет станке с ручным (и ножным!) управлением и ткут из них узкие полотна ткани с узнаваемыми расплывчатыми, похожими на облака узорами. Икат – так по-другому называется эта техника.

Абровые ткани в Узбекистане делали и делают для ведущих мировых дизайнеров – для Оскара де ла Ренты, для Джорджо Армани. Центр производства находится в Маргилане, в Ферганской долине, там, где традиционно выращивают и вручную обрабатывают тутовый шелкопряд, а потом вручную же окрашивают и шелковые, и хлопковые нити. Произведенные таким образом шелк и адрас, смесь шелка с хлопком, широко используются для пошива одежды, косметичек, сумок, которые вы встретите буквально повсюду.

Рахимовы – самая известная керамическая династия Ташкента. Керамика в Узбекистане – национальное достояние; в каждом регионе она уникальна, в каждом регионе работают семьи, поколение за поколением продолжающие традиционное производство. Рахимовы интересны тем, что они, в отличие от большинства других гончаров страны, не придерживаются какого-то одного стиля. В шоу-руме семьи, больше похожем на музей современного искусства, можно купить тарелки, блюда, кувшины, вазы самых разных форм и расцветок. Что-то – авторское видение, что-то – реконструкция музейных предметов. Вам гарантировано сложно будет решить, что именно увезти с собой.

+998 90 987 20 63, +998 71 249 04 35

Метро. В Ташкенте дивной красоты метро, в оформлении которого советский модернизм переплетается с национальными мотивами. Самые красивые станции – «Космонавтов», «Алишера Навои», «Узбекистанская».

Вино. В часе езды от Ташкента находится главная в Узбекистане винодельческая зона – Паркент, где работают и крупные хозяйства, наследники винной промышленности СССР, вставшие уже на новые рельсы, и небольшие производители-гаражисты. Дневная вылазка в Паркент – возможность полюбоваться холмистыми, багряно-золотыми по осени пейзажами, попробовать узбекские вина там, где они рождаются, и узнать, как делать и продавать вино в стране, где его почти никто не пьет.

Chateau Hamkor +998 71 226 5770, +998 99 826 6661, hamkorvino.uz

Uzum Fermer +998 97 134 35 50, +998 97 412 09 80, uzumfermer.uz

Сергей Данилов +998 90 977 56 19, facebook.com/tastyUzbekistan

Чарвакское водохранилище. Река Чирчик, будучи самым полноводным притоком Сырдарьи, образует между отрогами хребтов западного Тянь-Шаня, в полутора часах езды от Ташкента, красивейшее водохранилище с бирюзовой водой, обрамленное снежными половину года вершинами. У самой близкой к столице оконечности Чарвака расположен замечательный загородный ресторан Cinara’s. Берите лагман, лапшу ручной работы с густым мясным соусом и овощами, – не прогадаете.

+998 71 129 90 09

Отели.  В Ташкенте работают как международные сети (Hyatt, Hilton, Courtyard) со сдержанным дизайном и интернациональными стандартами, так и локальные бренды (Ichan Qal’a, Mirzo Boutique) с ярким декором и национальными мотивами. За городом, в особенности если вы любите горы, один из лучших вариантов – современный горнолыжный курорт Amirsoy. Прокатитесь на подъемнике, даже если не катаетесь на лыжах: вид с высоты 2600 метров открывается фантастический. Как раз для тех, кто думал, что Узбекистан – это сплошная пустыня.

 

Пост опубликован: 14 декабря 2021
Локация: Узбекистан

Комментарии

Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить
Какой-то текст ошибки
0
Обсуждениеx