Что читать: книги, от которых я не могла оторваться
Сегодняшний материал — для всех тех суперпродуктивных людей, которые успевают на карантине стоять в планке, готовить, работать, воспитывать детей и осваивать с ними школьную программу. А вечерами еще и читать. Шутка! На самом деле я просто выбрала полтора десятка книг, от которых не могла оторваться. Надо же блогу о ЗОЖ о чем-то писать!
Больше всего я люблю читать биографии и автобиографии (и переписку как особый, в некотором роде тоже автобиографический жанр) за возможность взглянуть на мир глазами культурных, образованных, интересных людей. Музыка, литература, искусство, в меньше степени политика — вот темы, которые интересуют меня больше всего.
М.И. Чайковский. Жизнь Петра Ильича Чайковского.
Самая официальная из официальных биография Петра Ильича, написанная его братом. Одни из лучших частей — масштабные выдержки из переписки Петра Ильича с Надеждой Филаретовной фон Мекк, финансовой поддержке которой мы обязаны имевшейся у Чайковского возможности творить, не отвлекаясь, — превосходный образец эпистолярного жанра. Сами письма занимают еще три тома. Прочитаете и серьезно прокачаете свои литературные способности. Так что читать советую не только любителям музыки, но и тем, кто занят каким-либо литературным трудом. Чайковский и фон Мекк переписывались 13 лет. Отношения у них были странные — она ему была ни женой, ни музой, ни любовницей. Назвать ее просто спонсором, благодетелем тоже рука не поднимется. Удивительная женщина, посвятившая себя гению, который вел себя по отношению к ней просто как… гений.
Валентина Чемберджи. ХХ век Лины Прокофьевой.
Книга, посвященная биографии первой жены Сергея Прокофьева, Лины, которая была близкой подругой Валентины Чемберджи, писателя и переводчика, и ее семьи. Судьба женщины, связанной с гением, на фоне драм 20 века. Остроты книге и сложности задаче, стоящей перед автором, которая, как сама признается, долгое время не думала о том, чтобы рассказать историю Лины Прокофьевой миру, придает тот факт, что знакома она была и со второй женой Сергея Сергеевича, Мирой. Пока писала этот пост выяснила, что у Чемберджи есть воспоминания о Святославе Рихтере. Заказываю!
Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана.
Рудольф Баршай — один из великих музыкантов ХХ века, создатель Московского камерного оркестра, человек, живший рядом, видевший, работавший с величайшими музыкантами. Баршай уехал из Союза в конце семидесятых и под конец своей жизни, в Швейцарии, дал интервью кинорежиссеру Олегу Дорману, ставшее фильмом и книгой, в которых он вспоминает всю свою жизнь.
Илья Эренбург. Люди, годы, жизнь.
«Какая жизнь!», — хочется воскликнуть, читая эти воспоминания. Какая жизнь, вместившая дореволюционную Москву, артистический Париж на фоне Первой мировой, голодные первые годы советской власти… да почти весь 20 век. Эренбург с присущей себе остротой и остроумностью пишет о знаковых персонах прошлого века, рисуя и достоверный портрет, и описывая эпоху.
Ольга Ивинская, Ирина Емельянова. «Свеча горела…» Годы с Борисом Пастернаком.
Книга, которая заставит вас плакать. Ольга Ивинская — последняя, неофициальная жена Бориса Пастернака, спутница его последних лет, прошедшая за него и из-за него лагеря, потерявшая в подвалах Лубянки их общего ребенка, отправившаяся в тюрьму вместе с дочерью уже после смерти возлюбленного. История любви, история времени, история травли Пастернака, написанная максимально эмоционально. Считается, что Ивинская — во многом прототип Лары. Возможность заглянуть в закулисье, в историю написания романа, который я обожаю, и в особенности — в историю написания его стихотворного приложения, — бесценна.
Азарий Плисецкий. Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров.
Мемуары Азария Плисецкого, артиста балета, младшего из рода Плисецких-Мессереров, рассказывающие историю знаменитой семьи на фоне ключевых событий 20 века. Лично меня больше всего захватили главы, посвященные работе Азария на Кубе и истории становления кубинского балета.
Нина Кандинская. Кандинский и я.
Строгая, взвешенная, рассудительная, четко выверенная история любви и жизни Нины и Василия Кандинских. Нина прожила с Кандинским 28 лет, зафиксировав в своих мемуарах и творческий путь художника, и его повседневную жизнь. Возможность больше узнать о нравах, быте, проектах школы баухаус. Мне понравилось, что Нина скромно, очень сдержанно пишет о себе — читая ее, понимаешь, что вся ее жизнь была посвящением Кандинскому. Уйти на второй план, оставаясь рядом день за днем, — урок сильной женщины.
Марина Абрамович. Пройти сквозь стены. Автобиография.
История сильной и неординарной женщины — это во-первых. Во-вторых, возможность проследить весь путь, который проходит перформанс от идеи до воплощения, понять, чем руководствуется художник, более глубоко взглянуть на проблематику современного искусства. Как и все книги в подборке, «Пройти сквозь стены» читается как великолепный роман. Абрамович своей любимой книгой называет «Рильке, Пастернак, Цветаева. Переписка 1926 года», переписку трех великих поэтов с комментариями, дающими представление об окружавшей их ситуации, как общественной, так и личной. Я читаю теперь ее.
Уильям Траубман. Горбачев. Его жизнь и время.
Политика меня интересует в меньше степени, но неоднозначная фигура Горбачева вкупе с пробелами в моих личных знаниях истории толкнули меня на прочтение этой биографии. Советую, если вы моего возраста или младше и ничего, кроме «Лебединого озера» по телевизору, не помните. Траубман искренне симпатизирует Горбачеву, но остается, насколько это возможно, нейтральным в своих оценках. Книга не читается как поток лести, а, наоборот, производит приятное впечатление благодаря стараниям автора занять отстраненную позицию.
Мишель Обама. Becoming. Моя история.
Недавно вышла на русском, была мной прочитана за пару вечеров. Возможность заглянуть в другой мир — не только узнать о повседневной жизни Белого дома (это в книге не главное), но увидеть проблемы, с которыми сталкивалась и сталкивается высокая чернокожая женщина из бедного района, решившая стать юристом. И ее муж, внезапно для нее оказавшийся в президентском кресле. Книга очень честная. Она в том числе и о жизни женщины, которая должна заниматься тем, чем, может быть, и не планировала, и которая не очень-то и хотела, чтобы ее муж становился тем, кем стал.
Вообще, тема неисчерпаемая. Я хотела остановиться на десятке, не смогла.
Запишите себе еще несколько книг:
Сергей Рахманинов: Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. Рахманинов не оставил мемуаров, так что эти воспоминания, — как жемчужины. Они во многом посвящены тем годам, которые Рахманинов провел вдали от России, самому сложному моменту его жизни.
Карл Проффер. Без купюр. (Литературные вдовы России. Заметки о Бродском). Книга американского литературоведа рассказывает о литературной жизни в России в середине и второй половине 20 веке. Карл и Эллендея Проффер были теми самыми людьми, которые помогли Бродскому в первые и последующие годы его жизни в Штатах, теми, кто поддерживал Надежду Мандельштам в последние годы жизни. Кстати! Она же оставила 2 тома воспоминаний, которые реально раскололи надвое литературное российское общество. Двухтомник ее так и называется — «Воспоминания».
Бенгт Янгфельдт. Ставка — жизнь: Владимир Маяковский и его круг. Потрясающее жизнеописание Маяковского, похлеще остросюжетного романа.
Подстрочник. Жизнь Лилианы Лунгиной. Лилиана Лунгина, переводчик, благодаря которой мы знаем Карлсона, рассказала о своей жизни и двадцатом веке Олегу Дорману. Рассказ этот стал книгой. Я люблю такие рассказы благодаря тому, что это возможность через призму жизни неординарного человека узнать больше об истории и культуре. В особенности, когда детали воспроизведены с такой точностью и тактом.
И как тут не вспомнить «Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь» Йенса Андерсона. Возможно, вы смотрели фильм «Быть Астрид Линдгрен». Так вот, книга лучше. Это история девочки из шведской глубинки, попавшей благодаря своей настойчивости в местную газету, молодой женщины, разлученной с собственным сыном, известной писательницы, находившей время на то, чтобы вести обширную переписку со своими читателями, детьми и взрослыми, человека, ставшего символом Швеции и ее честью и совестью.
Юрий Лотман. Пушкин. Биография писателя. Классика из библиотечки юного филолога! Юрий Михайлович рисует подробнейшую картину жизни, творческого пути Пушкина, рассказывает о его современниках, аспектах современной поэту жизни, вводит в детали существования высшего общества в России в начале 19 века. Всем тем, кто продолжает постить мемы о продуктивности Пушкина, сидевшего на холерном карантине, рекомендуется особо.
Даша, спасибо большое за подборку. Тоже люблю читать биографии, автобиографии. Из прочитанного недавно и запомнившегося — автобиография Агаты Кристи, Виктор Дандре об Анне Павловой, автобиографический роман Людмилы Гурченко. С удовольствием прочитала дневники Пришвиных по вашей наводке.
Очень интересная и не банальная подборка книг. По крайней мере две из Вашего списка точно собираюсь прочитать 🙂 Спасибо большое, Даша.
Яна, пожалуйста!
Дарья, спасибо большое за подборку!
Помню, что Вы в одном из постов просили идеи для новых статей. Было бы интересно узнать про вашу систему хранения на кухне. Поскольку вы с мужем готовите сложные блюда, ингредиентов нужно много, очень любопытно, как Вы все храните.
Евгения, спасибо!
Про хранение поняла. Вряд ли этого хватит на целый пост, но основное — побольше выдвижных ящиков, а не полок. Тогда все можно будет найти. Ну и площади нужны, соответственно, большие.
Даша, огромное спасибо за Вашу статью! У меня тоже любимый литературный жанр — биография. Позвольте посоветовать мои главные произведения, которое точно войдут потом в Ваш список:
Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»
К.Ландау «Академик Ландау. Как мы жили»
Хорошего Вам дня и берегите себя!
О, про Ландау очень интересно. Спасибо большое!