Нам нужны позитивные эмоции! Именно так сказали мои читательницы и решили запланированную давно поездку в Ташкент не отменять. И правильно: Ташкент нас отогрел, обнял, пожалел, накормил, снял тревожность. И сдружил, конечно же!
Фотографии в этом посте сделаны моей читательницей, фотографом Екатериной Табековой. Катя путешествует со мной не впервые: осенью она была со мной в Самарканде, Бухаре и Хиве. Отчет из того путешествия вот тут. А еще кто-то говорит, что Узбекистан — одноразовое направление, ха-ха.
Я давно хотела сделать программу, посвященную именно Ташкенту. Столицу Узбекистана часто пропускают или рассматривают только как перевалочный пункт. Я с этим категорически не согласна! Ташкент — интересный город, в котором мы за три с половиной дня не успели посмотреть, съесть и купить всего. Ташкент богат архитектурно — здесь и старый город, и город новый, русский, и кварталы, возведенные после землетрясения. Ташкент богат культурно — музеев, мастерских ремесленников, шоу-румов хватит на неделю. Ташкент богат кулинарно — узбекская, корейская, азербайджанская, армянская, еврейская кухни… Плюс вино, красивейшие окрестности, где есть и горы, и озера, плюс театры. А базары? Короче говоря, трех с половиной дней мало на освоение города целиком, зато в самый раз для того, чтобы проветрить голову, отдохнуть душой, снять стресс и решить приехать еще раз.
В конце марта в Ташкенте цветут магнолии.
Дни вокруг Навруза, который отмечают 21 марта, — это сезон воздушных змеев. Только заканчиваются занятия в школах, как в небо взмывают сотни и сотни крылатых.
Ташкент старый и новый, русский: первая фотография сделана в махалле, старом жилом районе, вторая — в колониальной части города. Да, и Ташкент можно назвать городом контрастов.
Уличная жизнь. Фотографируются все с радостью!
Лица и морды. В Ташкенте можно запросто прийти в гости без приглашения, как мы зашли в ткачу Давлату Умаралиеву. Открываешь, бывало, дверь, а за ней — ручной ткацкий станок. И нет, этих мест в путеводителях нет, даже в моей книге.
Без базара нет города, без Чорсу нет Ташкента. Это настоящий восточный базар, где тебя из-за каждого прилавка хотят угостить. Посмотрите, какое счастливое лицо у Маши, пробующей дыню!
Воскресное утро на Чорсу.
Маша счастлива!
Сценки из базарной жизни.
Наш гид Гриша рассказывает о волшебной узбекской траве, пекутся лепешки.
Янгиабадская барахолка — испытание для сильных духом. Здорово, что все мои гостьи им и сильны! Я попросила провести нас по барахолке своего друга Влада Заманова, известного дизайнера и декоратора, знающего Янгиабад как свои пять пальцев. Чего мы только не купили! Я обзавелась модной рубашкой и цепочкой, Лена — пластинками и посудой, Маша — тканями. Увидели, конечно, мы всего лишь маленькую часть рынка, но точно решили, что он стоит отдельной поездки.
Сокровища!
Если что-то существует в природе, оно продается на Янгиабаде. Надо только это найти!
Катя, автор этих фотографий, и Влад, наш проводник.
Торговля алабаями и пластинками.
Мадина — одна из самых известных вышивальщиц Узбекистана, страны, где вышивка является национальным достоянием. Визит к ней — это не просто возможность купить роскошное вышитое пальто (купили) или украшенные причудливыми узорами наволочки (тоже купили!), но и погружение в секреты технологий, мастерства, в закулисную жизнь большого ателье, которым Мадина, начавшая вышивать в 16 лет, теперь руководит.
Рахимовы — самая, пожалуй, известная гончарная династия в Узбекистане, а их мастерская и галерея — чуть ли лучшие с точки зрения организации в стране. Гостей, конечно же, принимают сами мастера. Ты из первых уст слышишь о деталях технологии, о символике орнаментов, о том, как рождаются формы и узоры. Керамика Рахимовых мне нравится тем, что в ней сочетается старое и новое: в Узбекистане, где мастера крепко держатся за традиции, это редкость. И в любой мастерской долгожданным гостям наливают чай, а у Рахимовых к чаю подают еще вкуснейшие безе, которые печет жена Алишера. В общем, керамики мы купили килограммы.
Мариника Маратовна Бабаназарова — легендарная личность, преемница Игоря Савицкого, создателя того самого музея в Нукусе. Сходить с ней на экскурсию в Государственный музей истории искусств Узбекистана в Ташкенте — это как выиграть в лотерею. Мы в нее выиграли! И решили, что нам обязательно, непременно, стопроцентно нужно попасть с Мариникой Маратовной в сам Нукус.
Ну и попозировали Кате всласть.
Одно утро мы посвятили мастер-классу по росписи по фарфору с художницей Риммой Газалиевой. В гостях у Риммы можно расписать тарелку или кружку и забрать их после обжига с собой. Когда я только с Риммой познакомилась — это было два с лишним года назад, когда я работала над книгой, — я сразу поняла, что однажды приведу к ней на мастер-класс гостей. И вот этот момент настал!
Влад Заманов, спасший от сноса ставший уже дважды легендарным дом номер 45 по проспекту Амира Темура, показал нам самый красивый ташкентский подъезд — свой. Дом, построенный архитектором Георгием Сваричевским, редкий для города образец архитектуры конструктивизма, благодаря усилиям Влада признали объектом культурного наследия.
Многое в этот отчет не вошло — роскошный Hyatt Regency Tashkent и аперитивы с шампанским, казаны плова, посиделки в баре за кальяном, бесконечные примерки нарядов, корейское барбекю, застолье в гостях у тети Ларисы в кафе «Бакинка»… Я познакомила Лену, Катю, Машу и Иру почти со всеми своими ташкентскими друзьями. Именно так, путешествиями друзей-единомышленников, я и задумывала свои туры в Узбекистан. И счастлива, что моя задумка осуществилась. Мы запланировали вернуться в Узбекистан осенью — в планах Нукус и Ферганская долина. А там и до Сурхандарьи доберемся.
Другие отчеты о моих программах:
раз — поездка с Аленой Долецкой;
два — мой шестой тур — когда-то я их считала 😉 ;
три — мужской взгляд на мои программы;
четыре — самая первая поездка.
Δ
Даша, здравствуйте! Хорошо, что запланированная поездка состоится. Уверена, Ваши читатели будут с нетерпением ждать отчета о путешествии. Дай Бог, чтобы у всех добрых людей мира намеченные планы все таки воплощались в жизнь!