Два дома-музея в Милане: нельзя пропустить!

Часто приходится сталкиваться с мнением, что в Милане, дескать, нечего делать — одни магазины, да и архитектурно город не такой яркий как, скажем, Рим. Каждому, кто считает так, готова подарить билет в эти два музея.

Вилла Некки-Кампильо (Villa Necchi Campiglio) — одна из тех самых миланских жемчужин, о которых знают немногие. Я, например, до последней своей поездки о вилле не слышала!

Вилла, шедевр миланского стиля, — это работа архитектора Пьеро Порталуппи. Строил он ее для богатой миланской семьи; оснащен дом был по последнему слову и техники, и обустройства, и моды. На вилле есть бассейн (первый в городе частный подогреваемый бассейн) и теннисный корт; отдельная гардеробная для шляп; мебель спроектирована специально для дома и его обитателей; стены буквально завешаны лучшим итальянским искусством первой половины 20 века. Вокруг — не очень большой (дело все же происходит в пределах Милана), но красивый сад. Короче, я была бы готова тут жить, одна незадача — в 2008 году дом был превращен в музей.

Квартал, где находится вилла, расположен в 15 минутах ходьбы от Дуомо, но в конце 19 века тут еще были буквально сады и огороды. Именно это позволило семье Некки Кампильо построить дом в городской черте, но окружить его садом. К 1935 году строительство дома было завершено, началась отделка. Во время Второй мировой войны семья из Милана уехала, дом занимали то одни, то другие люди и организации. Вернуть свою собственность обратно семье удалось только через несколько лет. Вилла была слегка изменена. Владельцы прожили в ней до конца своей жизни — последняя владелица умерла в 2001 году, после чего дом по желанию семьи был передан государству, отреставрирован и открыт для посетителей.

Первое, что меня удивило на вилле, — это то, как музей организован. Во-первых, тут нет никаких ленточек, заграждающих вход в помещение, как это часто бывает в домах-музеях в России и всегда меня расстраивает. Правда, вместе с отсутствием ленточек поставляется и отсутствие подписей под экспонатами. Ориентироваться нужно по онлайн-гиду, что не очень удобно. Зато действительно складывается впечатление, что ты в жилом доме, а не в музее. Как по мне, это гораздо лучше сохраняет и передает атмосферу места, чем привычные по российским музеям ограждения и подписи.

Во-вторых, в музее работает невероятное количество сотрудников и волонтеров, готовых рассказать буквально о каждом помещении. Тебе постоянно хотят помочь, объяснить, растолковать все, что бы ты ни захотел. Удивительно!

Третье мое удивление — то, как актуально и свежо смотрятся планировка, дизайн, искусство. Бродя по дому, я примеряла его на себя. И приходила в каждой комнате к выводу, что да, я бы так жила. Вся миланская поездка, случившаяся в конце февраля, была посвящена у нас с мужем итальянскому искусству 20 века. И, согласитесь, совсем разные вещи — видеть картины в музее, в обстановке стерильной, или в интерьере. Тот же Марио Сирони, чья большая выставка шла в музее Новеченто, воспринимается совсем по-другому на стенах жилого — обжитого! — дома. Как и обожаемый мной Моранди.

Четвертое удивление состоит в том, как много деталей этого передового с точки зрения дизайна дома, будь то батареи, сантехника, оформление пола, выключатели, дверные ручки стали привычными деталями обычного итальянского быта. Во многих предметах я узнавала детали квартир, в которых я в разное время в Италии жила или останавливалась.

На вилле хранится три коллекции произведений искусства, охватывающих период от 18 до 20 веков. И ни одна из них не принадлежала собственно семье, владевшей виллой. Все, что мы видим на стенах, было передано в фонд FAI — Национальный фонд Италии — миланскими коллекционерами.

Главный вход и бассейн

Вид на зимний сад

Бассейн и сад

Марио Сирони. Семья пастуха.

Столовая и холл

Зимний сад

Части гостиной и зимнего сада

Узнаваемый Джорджо Моранди

Здесь и далее — частные помещения второго этажа

Второй музей, о котором я вам хочу рассказать, — это тоже дом-музей, на этот раз семьи Боски ди Стефано (Boschi di Stefano). Вообще в Милане есть целая ассоциация домов-музеев: в ней 4 члена, можно купить единый билет для визита во все. Но сюда, в дом, вернее, квартиру Боски ди Стефано, прийти можно и бесплатно.

Квартира и коллекция принадлежали отчаянным любителям искусства, семейной паре Антонио Боски и Мариеде ди Стефано. Здесь в 11 комнатах представлена примерно десятая часть собранных ими работ: городу после их смерти было передано 2 тысячи картин! Квартира, конечно, при владельцах выглядела не так. Сложно себе представить, чтобы люди жили только среди искусства! Мебель, собранная здесь, отражает стиль и предпочтения тридцатых-пятидесятых годов 20 века. Каждый предмет является — без единого исключения — шедевром итальянского стиля.

При входе портреты, посвященные супругам Боски, и керамика самой Мариеды (на нулевом этаже, кстати, не пропустите ее маленькую мастерскую!). Коридор заполнен работами Северини и Боччони. В комнате итальянского двадцатого века — Фуни, Маруссиг, Тоцци, Карра и Казорати. Зал Сирони полностью заполнен его работами — без просвета! Дальше — Моранди, де Пизис, ди Кирико. Лучо Фонтана, в конце концов! И да, все это размещено в пространстве одной, пусть и достаточно просторной, квартиры. Фантастика!

Как на вилле Некки-Кампильо, подписей здесь нет. И это фантастически красиво выглядит и также фантастически неудобно ощущается. Работы три сотни, а свериться с приложением (из-за ковида все печатные буклеты отменили) удается не всегда. У меня вообще это приложение не открылось. Поэтому я просто бродила по залам, открыв рот, иногда узнавая кого-то, а чаще — не узнавая.

В итальянском искусстве 20 века я понимаю очень мало. Если вы — как я, я вам советую книгу из этой подборки, «Краткую историю современной живописи» Герберта Рида, где кратко и емко рассказано, почему именно итальянское искусство этого времени должно нас интересовать особо.

Здесь и далее — кадры из мастерской Мариеды ди Стефано, расположенной на нулевом этаже здания. Мне очень понравились ее работы, в них есть свобода, наивность и большое мастерство.

Будете в Милане — не пропустите!

Еще раз напомню сайт городского объединения домов-музеев — casemuseo.it.

 

Пост опубликован: 22 апреля 2022
Локация: Италия

Комментарии

Подписаться
Уведомление о
guest

6 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Tania

Спасибо за материал. Давно мечтаю побывать во всех четырех музеях. Хотела в 2020, но ковид помешал. Может быть, в будущем году…

Светлана

Даша, здравствуйте! Спасибо Вам большое за такое эстетическое удовольствие!

Диана

Даша, как же красиво! Дома-музеи — особое очарование, моя фантазия мысленно смотрит фильм о жизни хозяев. Благодарю!

Подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить
Какой-то текст ошибки
6
0
Обсуждениеx