В этом посте я рассказываю, что стоит привезти из Узбекистана, и показываю, как я сама использую дома многочисленные имеющиеся у меня объекты узбекского декоративно-прикладного искусства и ношу платья из национальных тканей.
Из Узбекистана привозят специи, рис, сухофрукты и орехи, иногда чай и вино. Были случаи, когда мои гости покупали хозяйственное мыло, полотенца, джинсы и шубы. Но самые частые покупки — это сделанные вручную керамика и вышивка, шкатулки, ювелирные украшения, ножи, ткани и одежда из национальных тканей, которыми славится страна. Одна из важнейших особенностей и одного из главных достоинств Узбекистана состоит в том, что здесь по-прежнему сохраняется традиция ручного производства. Конечно, декоративно-прикладное искусства Узбекистана прочно и неразрывно связано с туризмом. Древние ремесла продолжают жить только потому, что на расписные тарелки, вышитые ткани, чеканные кувшины и острые ножи есть спрос гостей из-за рубежа. Путешествуя по стране в поисках мастеров, сохраняющих локальный стиль, я имела множество возможностей убедиться в том, что ремесла в Узбекистане живут только там, где есть гости.
Узбекские мастера потому стоят перед достаточной сложной и комплексной задачей: с одной стороны, сохранение традиций, веками складывавшегося своеобразия, существующего в прочной связке с историей и культурой страны, народа, региона, семьи. С другой – желание идти вперед, спрос иностранных покупателей на те или иные формы, цвета, форматы, не всегда соответствующие традиции, стремление быть коммерчески успешным. Вышивка, роспись, керамика, чеканка в Узбекистане и любое другое ремесло – это всегда баланс искусства и необходимости заработать себе и своей семье на жизнь. Поэтому каждая ваша покупка позволяет сохранять национальное наследие и дает мастерам возможности искать новые пути развития.
Региональность — еще одна важнейшая черта узбекских ремесел. В каждом регионе сложились собственные школы и традиции. Не существует никакой усредненной узбекской керамики или вышивки. Не будет преувеличением сказать, что формы декоративно-прикладного искусства меняются каждые если не сто, то 200-300 километров. Путешествуя по Узбекистану, ты открываешь для себя страну не только через памятники архитектуры, не только через еду, но и через узоры, орнаменты, колорит вышитых, расписных, чеканных, резных, тканых изделий. Путешественник тем и отличается от туриста, что обращает внимание на детали и ищет там, куда он приехал, выдающиеся, интересные, стоящие покупки образцы.
Гостеприимство, отношение к гостю как к драгоценности вкупе с тем, насколько серьезные деньги в страну приносит именно туризм, в Узбекистане дали толчок к развитию не просто маленьких лавочек, где можно рассмотреть и купить товар, а мастерских, совмещенных с шоу-румами. Там вас принимают не как покупателя, а как гостя, рассказывая о всех деталях технологического процесса, угощая пловом, горячими лепешками и ароматным чаем. Оказываясь в таких мастерских, вы фактически приходите в гости в настоящую узбекскую семью и чувствуете на себе то самое восточное гостеприимство, ставшее легендарным. И, конечно же, Узбекистан дает огромные возможности всем, кто хотел бы сам сесть за гончарный круг или взять в руки кисть. Мастер-классы по каллиграфии, керамике, вышивке проводятся по всей стране.
Самый полный обзор всех видов декоративно-прикладного искусства Узбекистана, координаты мастеров, рассказ об их жизненном пути и рекомендации, что купить в каждом регионе страны, я даю в своей книге «Мой Узбекистан». Ее все еще можно найти в книжных магазинах (тираж был весомым, но быстро разошелся) и купить электронную версию на litres.ru.
Поливная керамика составляет славу и гордость Узбекистана и имеет колоссальные региональные различия. Окрашенная в тона солнца и земли, озерной лазури и синевы неба, мастерски декорированная бисерной росписью или эффектными абстрактными потеками, она делается так же, как и сто, и двести лет назад. Путешествие по керамическим школам страны позволит, без преувеличения, увидеть весь Узбекистан, потому что нет ни одного региона, где бы не трудились прославленные гончары. Основные центры керамики: Ташкент (династия Рахимовых), Самарканд (династия Бобомурдовых, Шариф Азимов), Гиждуван (Нарзуллаевы), Шахрисабз (Музаффаровы), Риштан (Назировы Алишер и Бахтиер, Рустам Усманов, Шарафиддин Юсупов). В Хиве настоящих мастеров почти не осталось (Матчановы).
Ташкент, работа мастерской Рахимовых
Гиждуван, работа мастерской Нарзуллаевых
Самарканд, работа Шарифа Азимова
Самарканд, работа мастерской Бобомуродовых
Шахрисабз, работа мастерской Музаффаровых
Хива, работа мастерской Матчановых
Работа Алишера Назирова, Риштан
Работы Шарафиддина Юсупова, Риштан
Работа Бахтиера Назирова, Риштан
Все работы выше — это авторская керамика. На базарах продается керамика фабричная. Разница между первой и второй — как между Zara и кутюром.
Пример фабричной керамики. Обратите внимание на мелкие шаблонные рисунки, выполненные с помощью штамповки формы, слишком блестящую (и, кстати, недолговечную) глазурь, слишком яркие, кричащие краски.
Вышивка сюзане является, без преувеличения, национальным призванием, тем искусством, в котором женщины Узбекистана достигли невероятного мастерства. Региональные традиции разнятся: это и витиеватость и причудливость нуратинского стиля, и супрематизм ургутской вышивки, и экспрессивные цвета и узнаваемые сюжеты Сурхандарьи, и ташкентские палаки, где вся ткань покрывается миллионом мельчайших стежков. Сюзане, большие полотна, расцвеченные вышивкой, предназначались для украшения интерьера – и предназначаются до сих пор, служа лучшим сувениром из Узбекистана. С декоративных панно вышивка шагнула в область гардероба: теперь разными видами стежков украшают сумки, косметички, жакеты, платья и пальто.
Самый популярный стиль в стране — замысловатые растительные мотивы, характерные для Бухары и Нураты, выполненные, как правило, на светлом фоне. Самые интересные — пожалуй, ташкентские палаки Мадины Касымбаевой. Лучшая коллекция текстиля, в том числе и антикварного, — в галерее Акбара Хакимова в Бухаре. В Хиве вышивки нет; очень мало она распространена в Ферганской долине.
Ташкент, работа Мадины Касымбаевой
Стиль Бухары и Нураты. Магазин Гулома Исаева в Самарканде.
Сурхандарьинская школа. Коллекция Дмитрия Инюшева, Джаркурган.
Шахрисабз, работа Саодат Низамовой
Золотое шитье – уникальное бухарское искусство. Если вышивкой сюзане занимались в основном женщины, то золотым шитьем – исключительно мужчины. Вышивка редко использовалась для украшения одежды благодаря декоративности узбекских тканей, если это не была вышивка золотом, предназначенная для одеяний эмира и его приближенных, а также дворцовых интерьеров. В Бухаре по-прежнему производят вручную по бархату золотыми нитями расшитую одежду.
Работа мастерской Джумаевых, Бухара
Вышивка тюбетеек, в первую очередь шахрисабзская и байсунская, широко известна в Узбекистане. Это самые нарядные, полностью зашитые тюбетейки, рельефные, кропотливо украшенные ювелирными стежками.
Сурхандарьинская тюбетейка
Ручное ткачество – одна из важнейших сфер производства в стране. Ткани в Узбекистане ткут шелковые, полушелковые, хлопчатобумажные, сохраняя традиционные узоры, непривычную ширину полотна (40 см), связанную с размерами станка. Это яркие, с причудливыми абстрактными узорами или полосами ткани, теплые, живые, с узнаваемой эстетикой ручной выделки. Центр шелкового ткачества – Маргилан в Ферганской долине, хлопчатобумажные ткани замечательно также делают в Сурхандарьинской области. Продаются ткани по всей стране. Обратите внимание, что большинство из них нельзя стирать в стиральной машине, а химчистка должна быть самой бережной.
Процесс ручного производства тканей, Маргилан
Процесс ручного производства тканей, Байсун
Ткани из ассортимента магазина Ферузы Ахраровой, Бухара
Производство ножей. Острыми, хорошо заточенными ножами, с костяными ручками, удобно лежащими в руке, в тисненых футлярах из кожи Узбекистан славится давно. Кроме вполне применимых в быту ножей (как они хороши для разделки мяса!), существуют еще и коллекционные варианты, с инкрустированными и расписными рукоятками. Ищите их в Бухаре, Ташкенте, Коканде, Чусте.
Ножи на базаре в Чусте
Нож работы Анвара Исраилова, Ташкент
Ювелирное искусство. Такого количества украшений, какие носили в конце 19, скажем, века узбекские женщины, сейчас уже не носят. И ювелиров, создающих не просто имитации, а целостные произведения искусства, осталось совсем немного. Самый большой интерес представляют ювелирные марки (Holmuradov Design, Ташкент), переосмысляющие национальные традиции в новом ключе.
Налобное антикварное украшение из коллекции ювелира Шарифжона Раупова, Гузар
Медная чеканка украшает в первую очередь посуду, которая была и остается скорее не утварью, а декоративной деталью, оживляющей интерьер, свидетельством хорошего вкуса и состояния владельца. Главный центр чеканки в Узбекистане – Бухара.
Процесс медной чеканки, Бухара
Резьба по дереву. Дерево в Средней Азии было материалом драгоценным, требующим особого подхода, а потому украшалось со всей тщательностью и трудолюбием. Резные колонны, двери, ставни, мебель вы увидите по всей стране. Для тех, в чей багаж дверь не влезет, современные мастера оформляют, например, шкатулки. Одна из важнейших школ резьбы по дереву в Узбекистане — хивинская.
Резной ляух, подставка под книгу, Хива
Шерстяные ковры – традиционный вид женского домашнего рукоделия, связанный в основном со скотоводческой деятельностью, необходимостью использования получаемой от овец шерсти, с украшением жилища. У Узбекистана огромное наследие в области ковроткачества, богатство которого связано с этническим разнообразием страны и влияниями туркменов, киргизов, каракалпаков. К шерстяному ковроткачеству можно отнести и изготовление деталей интерьера для юрт – ковров, дорожек, мешков и мешочков для хранения необходимого.
Шерстяной ковер домашней работы, Сурхандарья
Процесс производства шерстяного ковра, Caravan Carpets, Кашкадарьинская область
Шелковые ковры никогда не были традиционными для Узбекистана, но сейчас, говоря об узбекских коврах, именно о шелковых изделиях вспоминают чуть ли не в первую очередь. Появление нового промысла, синергия художественных традиций оформления, характерных для Узбекистана, и туркменского наследия – заслуга одной семьи, чья история есть в книге. Вслед за Самаркандом, делать шелковые ковры научились в Бухаре и Хиве.
Процесс производства шелкового ковра на фабрике Samarkand Bukhara Silk Carpets
Книжная миниатюра, наследие Персии, прославила Бухару на весь мир. Каждый рисунок, выполненный тонкой кистью, не просто декоративен, а имеет глубокое философское содержание. То, что было когда-то иллюстрациями в книгах, стало интерьерной живописью. Выполняют роспись также на коже.
Иллюстрация в технике восточной миниатюры, выполненная на коже. Мастерская Убайдуллы Касымова, Ташкент.
Лаковая миниатюра была возрождена в 1980-х годах в Ташкенте. Росписью украшают предметы из папье-маше – шкатулки, небольшие панно, интерьерные вещицы.
Шкатулки, декорированные в технике лаковой миниатюры. Мастерская Анвара Исраилова, Ташкент.
Каллиграфия в Узбекистане и вообще на востоке достигла невероятной декоративности: то, что кажется нам просто орнаментом, украшающим архитектурные элементы мечетей и медресе, — на самом деле текст. Современные каллиграфы переносят узорные шрифты на вручную выделанную бумагу, создавая работы, где изображение и рисунок сливаются воедино.
Каллиграф Абдуджалил Эргашев, Самарканд
Бумага из тутовника – то, без чего немыслима ни книжная миниатюра, ни каллиграфия. Секрет ее изготовления восстановили в Самарканде и продолжают делать потрясающей гладкости листы без применения электричества, по старинке, полностью вручную.
Процесс полировки бумаги, изготовленной из коры тутового дерева. Фабрика «Мерос», Самарканд.
Изготовление кукол – искусство синергетического характера, идет ли речь об интерьерных куклах или о куклах театральных. В них собрано все: и роспись по папье-маше или керамике, и узорный узбекский текстиль, и украшения, зачастую антикварные, и непередаваемое внимание к деталям традиционных, разнящихся от региона к региону нарядов.
Куклы работы Насибы Ахмедовой, Ташкент
Куклы работы мастерской Искандара Хакимова, Бухара
Что сколько стоит:
• Цены на авторскую керамику начинаются от $30 за тарелку среднего размера.
• Метр национальной ткани стоит $15-25.
• Каракулевый жакет — от $400, шапка – от $30.
• Сюзане – от $100 до бесконечности в зависимости от работы.
• Бутылка местного вина – от $8.
• Ножи – от $25.
Цены сильно зависят от места покупки, статуса мастера, использованных материалов, курса доллара и тд.
На базаре на сухофрукты, орехи и лепешки вы не потратите больше $30-50 (и это будет очень объемная покупка!).
Посмотреть на мои платья из узбекских тканей, которые я ношу, можно, например, вот в этом и этом постах.
Вино — еще один сувенир, который можно привезти из Узбекистана. О том, какое вино в Узбекистане стоит пить и где его искать, я писала вот в этом материале.
Δ
Даша здравствуйте. Спасибо большое вам за ваш труд 😊 очень приятно читать вас. Я правильно понимаю шёлк имеет ширину 40см? Сколько тогда ткани вы берете на ваши прекрасные платья?
Елена, спасибо вам, что читаете!
Да, около 40 см. Я по количеству или консультируюсь с ателье, или с тем, у кого покупаю.
Даша, здравствуйте! Благодарю Вас за очередное эстетическое наслаждение. Красота и восторг! Подарки ручной работы будут востребованы всегда, ведь в них тепло человеческих рук и частичка души. А это дорогого стоит.
Благодарю за комментарий, Светлана!