Работа мастерской Рахимовых, Ташкент
О том, что из Узбекистана нужно привозить керамику, знают все. Только большинство тащит домой то, что можно приобрести на любом российском рынке. Как и где покупать настоящую узбекскую керамику и не тратить деньги на ерунду, я рассказываю в этом посте.
Бытовая керамика – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Первая глазурованная керамика была изготовлена в 8 веке. Уже в 9-12 веках глазурованные сосуды были украшены росписями в различных оттенках и отличались высоким техническим и художественным качеством. Экономический упадок 13 века из-за монгольского нашествия привел к упадку производства керамики, техника и орнамент стали более грубыми. В 14-16 веках производство керамики достигло своего расцвета. Техники были разнообразны. Это была эпоха ажурных фарфороподобных изделий, известных в археологической литературе как кашин.
Синий цвет был добавлен в керамику в 16 веке, отражая влияние китайского фарфора. Века 17 и 18 очень важны как звено в историческом развитии промысла: это было время существования на территории современного Узбекистана нескольких феодальных государств, что привело к ослаблению связей между производящими керамику регионами. Производство приняло узколокальный характер, сложились индивидуальные художественные стили во всех частях страны. Девятнадцатый век принес расцвет мастерства. Узоры стали сложнее, многие орнаментальные мотивы были заимствованы из узоров ганчевой резьбы, вышивки и других видов прикладного искусства, что свидетельствует о массовом характере этих композиций. Родилась новая традиция, сильно отличающаяся от керамики Средних веков и продолжающая развиваться до сих пор.
Самаркандская поливная и неполивная керамика, самаркандская мелкая глиняная пластика
Кроме покрытой глазурью керамики (ее называют поливной), о которой речь и идет в этом материале, керамика бывает неглазурованной, то есть без цветного глянцевого покрытия и узоров. Если мы вернемся даже не во тьму веков, а во времена, когда фабричного производства не существовало, мы увидим, что посуду, кувшины для хранения, светильники делали из керамики. И, как и сейчас, можно было выбрать для себя вариант побюджетнее — без покрытия и росписи, и пороскошнее — с декором. Производство неглазурованной керамики в Узбекистане сохраняется до сих пор, но вы ее, скорее всего, во время вашего путешествия не встретите, разве что, будучи в Самарканде, увидите мелкие глиняные фигурки, характерные именно для локальной школы.
Настоящая авторская керамика Риштана. Работы Бахтиера Назирова.
Риштанская керамика — один из самых известных керамических брендов Узбекистана. Риштан — небольшой кишлак, а сейчас город в Ферганской долине, в часе езды и от Ферганы, и от Коканда, ставший крупнейшим керамическим центром региона в конце XIX и начале XX века. Им он и остается до сих пор. Именно здесь дольше всего по сравнению с остальными керамическими центрами сохранялось производство не просто повседневной, а дорогой посуды, той, которую выставляли на видном месте как подтверждение статуса дома и его хозяина.
Хотите побывать в Риштане и увидеть весь процесс производства своими глазами? Присоединяйтесь к моей октябрьской программе!
Особенность художественной риштанской керамики — в технологии ее производства. Во-первых, местная красная глина отличается большой пластичностью, слышит, как говорят гончары, своего мастера, а изделия из нее выдерживают высокотемпературный обжиг и становятся особо прочными. Во-вторых, здесь используется особая глазурь, которую получают, сжигая собранную в дикой природе траву (в Узбекистане ее знают как киркбугин, чоройнак, баликкуз), оставляющую после себя щелочь, ишкор. Ишкор используют не только в Риштане — если речь идет о традиционном производстве (не на фабрике!), то мастера зачастую работают именно с ишкоровой глазурью.
Вы удивитесь, но по старинке делают не только глазурь. Вся технология производства настоящей риштанской керамики следует старинным рецептам. Когда в ишкоровую бесцветную смесь, заставляющую подглазурные росписи буквально оживать, добавляют окись меди, то ляган (большое блюдо) или коса (большая пиалушка) буквально вспыхивает бирюзовым. Добавь окись железа — и будут переливы охристо-золотых тонов. Производство каждого предмета полностью или почти полностью ручное: мастера вручную формируют свои изделия и вручную их расписывают. Более того, у мастеров художественной керамики не бывает одинаковых вещей: каждый ляган или маленькая тарелочка имеют уникальный узор, который является не шаблоном, а результатом творческой работы мастера. Пигменты для росписи также в большинстве случаев используются природные.
Серийная керамика выглядит так
Все именно так. В Риштане как крупнейшем керамическом центре существуют фабрики по производству керамики, где тарелки формуются не вручную, а росписи не являются уникальными. Используются современные краски, глина не самого высокого качества и свинцовая глазурь. Это серийная керамика, я называю ее базарной. Именно ее вы увидите на любом российском рынке. У нее невысокая художественная ценность, она не уникальна, не является предметом коллекционирования.
Все именно так. Есть кутюр, есть Zara. Есть керамика, полностью сделанная вручную, имеющая автора, транслирующая его ценности и демонстрирующая его талант, а есть керамика, которую делают на заводе.
Основная проблема заключается в том, что покупатель мало информирован о том, керамика бывает разной. А также в том, что бренд «риштанская керамика» никак не защищен и используется десятками промышленных предприятий, зачастую даже не расположенных в Риштане или Ферганской долине. Наберите в гугле «риштанская керамика» и вы увидите россыпь базарных образцов. Проблема еще и в том, что фабричная керамика выдается за традиционную керамику ручной работы и вытесняет ее с прилавков. В большинстве туристических мест вне зависимости от региона на прилавках керамика фабричная, хотя в каждом регионе Узбекистана есть собственная керамическая школа и мастера, продолжающие ее традиции.
Самаркандские мастера Ильхом Бобомуродов и Шариф Азимов
Да! Делают — или делали. Некоторые школы, например, сурхандарьинская, ушли в небытие. Но во множестве регионов производство сохраняется, причем мастера работают так, как работали их деды и прадеды. Тему сохранения и восстановления локальных школ я затрагивала в своей книге «Мой Узбекистан». В Риштане, например, рецепт ишкоровой глазури смогли восстановить благодаря настойчивости замечательного мастера Шарафиддина Юсупова. В Гиждуване, что в Бухарской области, локальная школа выжила благодаря усилиям Ибадуллы Нарзуллаева. В Гурумсарае, что в Наманганской области, за дело взялся Вахобжон Буваев. Таких историй много по всему Узбекистану.
Работа Вахобжона Буваева, Гурумсарай, Наманганская область
По-разному. Мастера находят разные решения: есть те, кто работает только в одной стилистике, поддерживая традицию такой, какой она досталась от дедов. По этому пути пошли, например, Нарзуллаевы в Гиждуване. В их мастерской по-прежнему делается все так, как делалось 150 лет назад. Электричество не используется, пигменты перемалывает в каменных жерновах ослик. Так работает семья Музаффаровых в Шахрисабзе и Ташкенте, так работают немногочисленные гончары Хорезма, например, Матчановы. По этому пути во многом идет Вахобжон Буваев (Гурумсарай) и Мирзобахром Абдувахобов (Анджижан), такой же позиции придерживаются Аблакуловы в Ургуте.
Есть керамисты, которые не ограничивают себя рамками какой-то одной школы, а перерабатывают мотивы, встречающиеся в изделиях разных веков и регионов. Это метод Акбара и Алишера Рахимовых в Ташкенте. Кроме того, Рахимовы делают и просто авторские, фантазийные вещи.
Акбар и Алишер Рахимовы
Самаркандские мастера в большинстве своем переосмысляют наследие Афрасиаба, крепости, являвшейся центром древнего Самарканда. На Афрасиабских холмах были сделаны важнейшие археологические находки, дающие представление о том, какой была керамика времен расцвета Афрасиаба, в 8-13 веках. Так работают Ильхом и Мехрож Бобомуродовы и во многом Шариф Азимов, хотя его авторские вещи, не привязанные ни к какой локальной традиции, просто великолепны.
В Риштане гончарных мастерских собрано больше, чем где бы то ни было в стране. Здесь работает порядка 15 мастеров, имеющих яркий индивидуальный стиль и следующих традициям настоящей риштанской керамики. Риштанское наследие настолько разнообразно, а мастера настолько одарены, что вариантов интерпретаций одной и той же стилистики множество. Но всех объединяет узнаваемый лазурный колорит.
Самый простой и проверенный способ — прийти в мастерскую и купить керамику из рук мастера, ее сделавшего. Ремесленники принимают гостей по предварительной записи в своих домах или мастерских, рассказывают о своем искусстве, отвечают на вопросы. У многих дома собраны коллекции музейного качества, позволяющие наглядно увидеть развитие керамической традиции. К лучшим ремесленникам Узбекистана я регулярно привожу своих гостей.
Работы Алишера Назирова, Риштан
Обязательными к посещению интересующимся керамикой являются мастерская Акбара и Алишера Рахимовых в Ташкенте, мастерская семьи Нарзуллаевых в Гиждуване в Бухарской области, мастерская Алишера Назирова в Риштане.
Так выглядит фабричная керамика
Не покупайте керамику на развалах в центрах городов — ряды разноцветных тарелок, эффектно разложенных на простынях прямо на мостовых, сделаны на фабриках и не имеют никакого отношения к авторской керамике. Большинство из этих предметов вы сможете купить в России, если вам захочется. Нет смысла тащить их на себе из Узбекистана. Не покупайте, если вы цените настоящую авторскую керамику и ручную работу, тарелки с изображениями городов, гранатов или айвы, осликов, сценок из жизни, тарелки с надписями, цитатами и прочим. Керамика с коричневым фоном и немногочисленными белыми узорами также фабричная. Фабричная керамика — это и мелкие спиралевидные или зигзагообразные узоры на сине-зеленом фоне. Другими словами, я не знаю ни одного проходного туристического места (памятника, музея, магазина), где продавали бы авторскую керамику, а не фабричные образцы. Мастера крайне редко отдают свои предметы для перепродажи. И даже те немногочисленные проекты, которые продают авторскую керамику из разных регионов страны, не стесняются подмешивать к ней керамику фабричную.
Цены зависят от статуса мастера, размера и сложности работы. Скажем, от $25 за небольшую тарелку или пиалу до $150-200 за объемный ляган.
Проверенные контакты ремесленников по всей стране есть в моей книге. Качайте электронную версию «Моего Узбекистана» — или дождитесь второго издания, обновленного и дополненного. Оно выйдет осенью.
Δ
Текст прекрасен, но есть сомнительные моменты. Невнятно и не точно изложена предыстория. Что касается современной авторской керамики, то качество ее конечно очень разное, и цены тоже разные, не всегда оправданные. На месте хорошая керамика стоит в средней 50-100 дол. В Москве то же самое в два раза дороже. Купить в Москве можно на выставке «Восточная тюбетейка», Последняя была в ноябре, следующая пока не известно. Самые дорогие работы у Алишера Назирова, но они того стоят. От 100 до 1000 дол. Сегодня натуральную ишкоровую глазурь в Риштане используют редко, чаще говорят об этом. Ишкоровой глазурью современные риштанские мастера называют готовую прозрачную глазурь, которая ложится на синий цвет, т.е. его выявляет. Некогда знаменитая риштанская фабрика давно не существует. Ее цеха сдаются в аренду. В прошлом году в Риштане открыли большой керамический центр, где представлены лучшие мастера. Некоторые там работают, другие имеют только шоу-румы, а работают в собственных мастерских. Китч можно встретить не только на базаре, но в мастерских хороших мастеров. Если покупатель хочет ярче и дешевле, то почему бы это ему не дать. То, что автор называет фабричным производством, на самом деле таковым не является. Фабричное было может быть и не высокохудожественным, но технологичным. Сегодня тот ширпотреб, которым завалена вся Москва, делается вполне кустарным способом на предприятии, которое организовали местные риштанские бизнесмены. Производство максимально удешевлено, операции разделены, формовка не ручная, роспись не кистью, а по готовым рисункам и т.п. На этом производстве задействовано огромное количество малоквалифицированной рабочей силы. Зато за 50-60 дол. можно приобрести целый набор посуды в красивой бархатной коробочке. Товар оптом поставляется по всему миру. И вишенка… Подробнее »
Екатерина, здравствуйте. Очень рада вас тут видеть, очень рада комментарию. Буду очень ряда внятному и точному изложению предыстории. Спасибо.
Т.е. только мастерские, чтобы хэнд-мейд купить? А у Рахимовых или в Хивах, или в других небольших городках есть разница в качестве и ценах?
Спасибо за вопрос. Судя по нему, мне стоит еще раз объяснить, как все устроено. Вы покупаете у мастера его работы — это основная схема. Поэтому у Рахимовых вы покупаете керамику Рахимовых, у Матчанова в Хиве — его керамику, у Назирова в Риштане — его керамику.
Есть малое количество магазинов\лавок, кто собирает керамику у разных авторов и ее перепродает. Большинство из них мешают базарные вещи с авторскими, поэтому я такие места для покупки не рекомендую.
Здравствуйте, могли бы сказать ориентировочно, сколько сейчас стоят маленькие кувшинчики Одилбека Матчанова?
Татьяна, здравствуйте. Не могу ответить на ваш вопрос, к сожалению.
так как разобраться в узбекской керамике и не покупать фигню? Получается фабричная посуда — фигня, надо ехать к мастеру узбеку, обязательно именитому, он за 200$ продаст свою поделку) Остальное фигня) Да уж, че там было писать кучу букв. К мастеру и все)))
Не фигня, просто её можно и в России купить где угодно. А тут речь про ситуацию когда хочется какой-то экзотический сувенир.