Как и чем я снимаю и как обрабатываю фотографии

29 мая 2024

В этом материале я рассказываю, чем я снимаю и как научилась держать камеру в руках, а также даю аж целых два совета по съемке на айфон.

Как все начиналось

Я впервые взяла в руки зеркальную камеру в 2011 году. Я думаю, многие тут помнят времена, когда у телефонов камеры не было вообще, а для того, чтобы что-то сфотографировать, мы таскали с собой мыльницу. И хорошо было, если она была цифровой! Я, впрочем, помню и самые первые свои фотоаппараты — Polariod, которым я начала пользоваться в 1994 году, и пленочный Kodak, попавший ко мне в руке раньше, но это были почти что доисторические времена.

Словения, 2008 год, мыльница, как тогда называли эти камеры, Sony. Обработка Picasa, одна из самых простых программ. Явно хотелось поярче все сделать. На этот же фотоаппарат сняты иллюстрации ко всем постам об Италии, где я жила в 2008-2009 годах. Это было время, когда я снова начала писать после долгого перерыва, начала записывать в блоге все, что происходило со мной как с иммигрантом. То, что вы сейчас меня читаете и покупаете мои книжки, — результат принятого тогда решения вести заметки каждый день.

Я снимала мыльницей до сентября 2011 года. Это опять Словения, август 2011. В посте о том путешествии я пишу, что жалею, что у меня нет хорошей камеры, понимая, что инструментами для создания того изображения, которое я хочу получить, я не обладаю. И абсолютно не понимая того, что зеркалка (было такое словечко) отвечает только на часть моих запросов.

Сентябрь 2011 года, Мадрид, моя первая зеркальная камера, Sony a580, подарок (как и вся моя техника) мужа. С ней в комплекте шло 2 объектива: стандартный зум и небольшой телевичок. И вот этот самый телевичок меня абсолютно покорил! Все было близко, как на ладони. Я привезла 500 фотографий белочки из мадридского зоопарка, но вам покажу медведя и панду.

К зиме стало понятно, что моих знаний (вернее, их отсутствия) не хватает на освоение просто даже функционала камеры. Я не знаю, что такое экспозиция, диафрагма, баланс белого и так далее и не понимаю, какие параметры выставлять на фотоаппарате. И я записалась на очный базовый курс фотографии в школу Photoplay, где мне рассказали, какие кнопки есть на камере, что такое формат RAW, правило третей в фотографии и так далее. Это были самые-самые основы. Там же я узнала о существовании программы для обработки фото Adobe Lightroom, которую я осваивала уже сама по онлайн-урокам. Жизнь изменилась, словом.

Сан-Себастьян, 2013 год. Видно, что к урокам фотошколы я отнеслась со всей серьезностью. Часть этих фотографий вошла в вышедшую в 2015 году первую мою книжку, «Чемоданное настроение».

Сформировалась четкая связь блога и фотографий: я снимаю, потому что мне нужны иллюстрации для блога, и пишу в блог потому, что должна как-то использовать сделанные фотографии, делиться ими. Основными сюжетами стали городские виды, люди, разного рода натюрморты — чашки кофе, фрукты, бокалы вина. Примерно в те годы я вела свой аккаунт в запрещенной ныне сети, ежедневно выкладывая собственные фотографии кофе и прочих круассанов с пожеланием доброго утра. Представляете, сколько таких картинок я сделала?

Лондон, 2014 год, я в очередной раз сменила (вернее, сменил муж мне) камеру на Sony а7r. Это был прорыв — она была маленькой! Айфоны снимали хуже некуда, поэтому я везде таскала с собой зеркалку. И ее компактность в сочетании с выдающимися техническими характеристиками меня покорили. От обработки у меня, честно говоря, рябит в глазах сейчас. Я специально скопировала фото из старых материалов такими, какими они были опубликованы: highlights в минус, теней нет, clarity, blacks, texture — на максимуме. О существовании дисторсии, искажения кадра, я тогда, по-моему, только узнала. Тогда было модно обрабатывать так, чтобы уж точно цепляло.

Если я продолжу перечислять свои камеры и рассказывать о меняющихся подходах к обработке, вы уснете, потому что впереди было еще десять лет практики и открытий. Я не буду говорить, что научилась всему, но точно скажу, что взаимоотношения с фотографией описывает фраза learning by doing, то есть обучение в процессе.

Принципы, которые я для себя вывела:

  • всегда занижать экспозицию (в особенности если ты снимаешь на айфон, но об этом позже). Вытащить информацию из темного куда проще, чем из белого. Я снимаю всегда на минус 0,7.
  • Нужно заставлять себя снимать. Выходя утром в город во время путешествия, я часто вешаю камеру на плечо и забываю о ней, в особенности если оказываюсь в местах, где многократно бывала. Так делать не нужно. Камеру нужно сразу брать в руки и начинать снимать хотя бы детали архитектуры чтобы втянуться.
  • Фотография не обязательно должна быть с ровным горизонтом, без обрезанных краев, с объектом, расположенным по правилу третей. На понимание этого у меня ушло примерно двенадцать лет. Сильно помог развод с запретграмом: я почти перестала им пользоваться по многим причинам, в том числе и потому, что меня за десять с лишним лет достало делать фотографии, которые должны лайкнуть. Как только эта соцсеть из моей жизни пропала, я стала чувствовать себя в плане фото гораздо свободнее.
  • Фотография должна говорить: как минимум при взгляде на нее вы сами должны понимать, что вы хотели сказать этим кадром. Я иногда перебираю архив и поражаюсь — а что я вообще имела в виду?
  • Совершенно необязательно, чтобы на фото, например, из путешествий, были все основные достопримечательности. Детали рассказывают о городе куда лучше.
  • Я ненавижу совершать усилия для получения фото. Камера — мой глаз. Вижу, красиво, снимаю! Максимум, на который я способна, — встать с утра пораньше ради рассвета в Венеции. Кого-то где-то караулить, что-то двигать в кадре я не люблю. Теперь представьте, как сложно мне даются съемки еды и прочего! Но я над собой работаю.

Тот самый рассвет. Венеция, сентябрь 2013, снято на Sony a99 c объективом Sony Carl Zeiss Vario-Sonnar T*16-80mm f/3.5-4.5. Увесистая штука была, да и есть до сих пор, лежит в ящике. 

Как снимать на айфон

Красноярск, август 2023. Iphone 12 pro max, до и после обработки. Хотелось сделать максимально ярко, сам очень невзрачный город к этому располагал. Да и впечатления от поездки были просто вау!

В большинство поездок я отправляюсь с камерой, но бывает, что в руках оказывается только айфон. Например, на айфон (у меня уже старенький 12 pro max) полностью снят материал про Красноярск. Мне, кстати, было очень сложно привыкнуть к съемкам на айфон и в особенности к обработке фотографий. Любой современный телефон автоматически улучшает качество картинки, так что привычные методы обработки кадр только портят. Обрабатываю я фото с камеры и с телефона по-разному.

У меня 2 основных принципа: занизить экспозицию до -0,7 и всегда снимать на 2,5. Даю инструкцию, если вдруг кто-то не знает этих секретов.

  • Открываете на айфоне камеру, нажимаете на значок-стрелочку в центре верхней планки. Внизу открывается поле с параметрами, которые можно менять. Значок +- — это и есть экспозиция. Уводите ее на -0,7. Фотографии перестанут получаться пересвеченными, белое перестанет отливать синим и сиять, как луна в полнолуние.
  • Выбираете среди доступных объективов (у меня их на айфоне три) 2,5. Отходите на три-четыре шага назад от объекта. И вуаля, хорошая фотография с нормальными цветами и минимумом искажений! Так я научила мужа снимать мои бесконечные лучки, ха-ха. Если снимаете человека или снимают вас, ставьте его или вставайте сами по центру кадра и держите телефон ровно и примерно на уровне талии объекта фото или чуть выше.

Как обрабатывать

До и после обработки. Палермо, апрель 2024, снято на Sony a1 с объективом Sony FE 24-70 mm F2.8. Обрезка, убрала искажения, выровняла горизонт, чуть-чуть поиграла с экспозицией, четкостью и тенями.

Фото 1 — обработка родом из 2014 года, фото 2 — где-то 2020, 2022. Тут сильно подкручено почти все — и резкость, и контраст, в варианте 2014 года усилены основные цвета. 

Лично я все фотографии, сделанные и на айфон, и на камеру, обрабатываю Lightroom на компьютере. Знаю фотографов, работающих только в Lightroom на телефоне, но мне не нравится ни маленький экран, ни сам принцип управления. Возможно, это дело привычки. Корректирую я фотографии сейчас гораздо меньше, чем лет десять назад, когда восторг от того, что в Lightroom можно с фото сделать почти все заслонял здравый смысл. Также изменению принципов обработки послужили 2 издания «Моего Узбекистана», в которых я была довольно далеко не всем. Не спрашивайте меня почему, но предсказать, каким будет результат, полученный из типографии, невероятно сложно. Я стала делать фотографии гораздо менее яркими, чтобы потом не хвататься за сердце. Посмотрим, какой выйдет итальянская книжка.

Для вас совет только один — экспериментируйте.

Чем я снимаю и на чем обрабатываю

Турин, апрель 2024. Снято на айфон 12 pro max, обработка Lightroom, в руках у меня Sony a1 с объективом Sony FE 24-70 mm F2.8. В частности потому, что у меня в руках почти всегда камера, сумки я покупаю в основном с плечевым ремнем. С биркин в руках особенно не поснимаешь, ха-ха. 

Моя текущая камера — Sony a 1, я снимаю ей с лета 2021 года. Основной объектив — Sony FE 24-70 mm F2.8. У меня есть простенький зум, но я очень не люблю менять объективы (и потом чистить матрицу), а потому пользуюсь я им довольно редко, хотя приближение, которое зум дает, меня по-прежнему завораживает. Камера восхитительная, не знаю, что сказать еще. Я ей могу примерно все. Вернее, она может столько, сколько мне, наверное, и не надо.

С незапамятных времен у меня Macbook — с января это Macbook Pro M3 Max в максимальной комплектации и c экраном 14 дюймов. Тяжелые фото требуют мощного компьютера, большой архив — большого диска, качество экрана для обработки очень важно, но еще важнее то удовольствие, которое я получаю, разглядывая фото.

Все вместе представляет собой увесистый комплект весом больше 5 кг, который я почти всегда таскаю за собой. Без камеры в путешествиях я хожу разве что на вечерние мероприятия, а без компьютера не уезжаю вообще никогда и никуда, потому что в нем все мои дела — архив фото (не всех, конечно, с 2019 года, хотя Узбекистан — за все года), все тексты, все мои туристические файлы и программы и так далее.

Свой старый комплект я продаю. 

Камера Sony Alpha 9 с полнокадровой многослойной CMOS-матрицей ILCE-9. Маленький пробег —  56598 кадров. С коробкой, зарядным устройством, всеми проводами и дополнительным ремешком. К ней oбъектив Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* E 24-70 мм F4 ZA OSS. На эту камеру и этот объектив был снят «Мой Узбекистан». Камера плюс объектив — 170 тысяч рублей

Ноутбук MacBook Pro 13-inch, 2019, Four Thunderbolt 3 ports, 2,8 GHz 4-ядерный процессор Intel Core i7, графика Intel Iris Plus Graphics 655 1536 МБ, память 16 ГБ 2133 MHz LPDDR3, объем диска — 2 Тб. Живой, здоровый, правда, с мятыми углами. 60 тысяч рублей.

Тому, кто купит и то, и другое, — скидка. Передам лично в руки в Москве. Напишите мне на d.sirotina@gmail.com.

Категории:
Следующая запись:
Чебуреки, которые вы будете готовить снова и снова
22 мая 2024

Гарантирую, что вы будете готовить эти чебуреки снова и снова. И снова и снова их есть! Легкие, хрустящие, с сочной начинкой — удержаться и слопать только один невозможно. Я предупредила!...   читать дальше

Подписаться
Уведомление о
guest

6 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Марина Моррис

Фотографии очень классные у Вас. Сочные, передающие настроение. Это огромный плюс Вашего блога. Большое Вам спасибо за труд, этот блог всегда приятно читать!

Владимир

Спасибо, что поделились своим опытом и впечатлениями

татьяна

Даша, добрый день! А на прогулку по городу вы берете камеру без специальной сумки, просто камера?

6
0
Обсуждениеx