Этот пост будет полезен тем, кто собирается в ближайшее время в город на Неве. Рассказываю о стоящих выставках, ресторанах, включая новые Cococouture и Eclipse, любимых магазинах и абсолютно прекрасном новом музее «Полторы комнаты», посвященном Бродскому.
На эту выставку, приуроченную к пятисотлетию со дня смерти Рафаэля, отзывы были разные. По-моему, ее просто непонятно назвали, т.к. посвящена она, собственно говоря, не Рафаэлю, а тому, как его дело жило и развивалось. Поэтому самого Рафаэля на выставке ничтожное количество, зато всех остальных, от маньеристов до Пикассо, Врубеля и даже Вутечича хоть отбавляй. Публика же, идущая на громкое имя, остается разочарованной. Мне было интересно узнать, как именно работала мастерская (вы удивитесь, но как и любая другая архитектурная или художественная студия) и посмотреть на то, как по-разному художники развивали то, что даровано было живописи Рафаэлем. Выставка работает до 28 марта, есть смысл сходить, если будете в городе. Но лучше всего с экскурсией!
У нас после осмотра выставки было время на то, чтобы спокойно побродить по бесчисленным эрмитажевским залам, полюбоваться на будуары, кабинеты, мебель, золото и виды на замерзший Петербург из окон.
Меня недавно в инстаграм спрашивали о моих любимых музеях. Только что открытые «Полторы комнаты» точно один из самых-самых. Это блестящий мемориальный музей, сделанный без единой (кажется) вещи самого Бродского. И музей частный.
Музей открыт в доме Мурузи, где Бродский с родителями прожил большую часть своей жизни, до эмиграции. «Полторы комнаты» — это и описание жилищных условий, где в разделенной между несколькими семьями большой коммунальной квартире семье Бродских достались те самые комната с половиной, и название эссе, прославившего этот адрес на весь мир. Музей долгое время не мог состояться из-за невозможности выкупа всей квартиры целиком, но ситуация удачно решилась не так давно приобретением соседней квартиры. В ней разместился небольшой лекторий, библиотека, гостиные.
Идти стоит только с экскурсией, потому что без сопровождения вы не поймете ничего. Экскурсия блестящая. Она подробно разъясняет, почему интерьер здесь именно такой (нет, это не недострой), как складывался музей, как складывалась жизнь Бродского, рассказывает о людях, предметах, явлениях, связанных с жизнью поэта. Проделана блестящая архитектурная и кураторская работа. Знаете, есть огромное количество мемориальных музеев, которым досталось от жизни своего героя все вплоть до запонок и галстуков, а приходить в них неинтересно. А есть такие, как «Полторы комнтаты», где нет ничего, но ты полтора часа слушаешь и не можешь наслушаться.
В общем, идите срочно. Этот музей — одно из главных моих впечатлений последнего времени.
Если прошлая поездка в Петербург (да и не только она) была посвящена бистро, то эта — гастрономическим ресторанам. Первый, субботним вечером, — Eclipse в Репино. Это дорогой по петербургским меркам ресторан, работающий только на ужин и только в формате дегустационных сетов. Шеф — Сергей Фокин. На выбор два сета: в первом, большом, гость выбирает холодную, горячую закуску, основное блюдо и десерт, в малом — три блюда. Остальное — маленькие подачи-сюрпризы. Мы брали 2 больших сета, то есть попробовали восемь блюд из меню, в котором их всего 21. Плюс комплименты.
Ресторан оставил смешанные, но близкие к позитивным впечатления. Шеф приятен, знает свое дело и понимает, что делает. Это важно. Сервис прекрасный, правда, обращение леди надо запретить. Пусть уж я буду мадам. Внимание к локальным продуктам, без которого сейчас никак, на месте. Публика — скорее люди с деньгами, чем гурманы, пришедшие в ресторан не потому, что это гастрономический спектакль (хоть ужин так и не называется), а потому что дорого. Некоторый конфликт между идеями шефа и запросами публики, обусловленными ценой (9700 за большой сет, 7500 за малый), обеспечивает наличие в сете прямо-таки неудачных блюд типа селедки с фуа-грой. Черная икра и гусиная печень появляются там, где без них можно было бы легко обойтись, служа не вкусу, а исключительно оправданию цены. Но там, где никого желания поразить нет, почти все прекрасно. Отдельный плюс — бокал шампанского к каждому сету, включенный в его стоимость.
Мы провели отличный вечер, горячо обсуждая каждое решение шефа, с которым после ужина познакомились, нам было вкусно и интересно. Появилось желание следить за рестораном и прийти на новые сеты. Надеюсь, баланс между авторскими идеями и запросами гостей будет найден.
Второй ресторан, играющий на поле fine dining, почти пустом в Петербурге, — новая реинкарнация Сососо Матильды Шнуровой. Мы, кстати, были во всех его ипостасях и, пожалуй, первые две были самыми удачными. С тем же шефом, Игорем Гришечкиным, был создан новый ресторан в «Новой Голландии», нарядный, ироничный, с прекрасной архитектурой и крайне странной едой. Может быть, дело в том, что я успела в своей жизни побывать в десятках отличных ресторанов и меня уже нельзя удивить ничем, кроме вкуса? Мне не близок формализм, маниакальное внимание к форме, — десерты в виде яиц, фуа-гра с гречкой в виде печенья «Мария», колобки (их едят, а они глядят) ничего в моей душе не трогают.
Меню из 15 позиций (большой сет, 5900 р) — попытка ироничной интерпретации одновременно петербургской, советской и русской кухонь. Пышки, которые не пышки, щи из морской капусты, черная курица — сделано все технично, но именно технично, а не мастерски. Вкусовые достоинства скромны. Ни одно блюдо не хочется съесть еще раз, вернуться, собственно говоря, тоже. Меню выглядит как некий отчетный концерт или сборник лучших блюд за 15 лет и вызывает опасения за судьбу ресторана и шефа. Что дальше? Квадратный колобок? Даже борщ с фуа-гра был уже давно придуман. Один раз ты пришел, сфотографировал 15 блюд для инстаграма, выложил… дальше что?
Отчаянным гастроэнтузиастам и тем, кого занимают перевоплощения еды, сходить стоит. Все остальные — идите в Birch.
Я настолько не любитель поездов, что даже в Петербург летаю самолетом. Вечером в воскресенье мы ходили в Мариинку на «Тоску» с Нетребко и Эйвазовым (собственно, ради этого вся поездка и затевалась), вылет планировался в семь утра в понедельник, но за ужином перед оперой мы случайно узнали о существовании в России частных железнодорожных компаний и поезда «Гранд Экспресс» с вагоном (или вагонами) класса люкс, где в каждом купе есть собственный душ и туалет. И купили последние билеты на этот поезд.
Я это пишу для того, чтобы вы тоже знали, что можно ездить лежа, мыть в поезде голову, иметь кондиционер, wi-fi и мягкий халат. Поезд хороший, удобный настолько, насколько может быть удобным поезд. Распивать шампанское после оперы в вагоне-ресторане — прекрасно. Но не выспались мы все равно.
Заходили в расположенное недалеко от «Полутора комнат» бистро Meal. Мило, молодежно, но порции для сильно худеющих. Если вы на районе, что называется, то можно зайти.
Были в обновленных «Подписных изданиях» — получился красивый книжный магазин с кофейней, полный любознательных хипстеров. Но «Порядок слов» мы любим больше.
В K Gallery симпатичная выставка о русских коллекционерах и коллекциях 20 века. Оттуда эта работа Павла Кузнецова с одним из видов Бухары. За галереей и ее событиями имеет смысл следить — выставки там обычно достаточно занятные.
Я успела забежать в давно нравящийся мне Maker Design Loft, магазин с подборкой российских дизайнеров. Без покупки, платья-смокинга, не ушла.
Жили в So Sofitel и вам не советуем. Крайне странный и неудобный, неуютный отель.
О моих любимых местах в городе — тут.
Δ
Даша, как чудесно вы пишете о ресторанах и еде вообще! Находите очень правильные и точные слова!
Анастасия, благодарю вас!
Спасибо, очень интересно и познавательно. Люблю бывать в Питере , но времени всегда мало , потому полезно продумывать поездку заранее. Ваши рассказы — прекрасные подсказки.
Каждый раз с удовольствием читаю о родном городе. Со всем согласна, все так и есть. На поезде ездили в Москву в прошлом году, ротмистр Св там есть купе, так купе совсем печаль((( старый сам по себе вагон… сервис и все остальное кроме цены;))
Спасибо, Анастасия!
Спасибо, очень интересно! За историей с открытием музея Бродского в доме Мурузи давно слежу. Какое счастье, что он появился!
Пожалуйста! Музей восхитительный.