Для своих друзей-журналистов — Александра Кулиша, Александра Рымкевича и Алёны Долецкой — я организовала поездку в Узбекистан для того, чтобы о том, какая это красивая, интересная, гостеприимная и легкая для путешествий страна узнало как можно больше людей. О том, как все было, о том, что гостям понравилось, — в этом посте.
Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Дарья Сиротина || darsik.com (@darsik)
Публикация от Дарья Сиротина || darsik.com (@darsik)
Маршрут я делала исходя из интересов гостей. В скольких вариациях он существовал — не перечесть! Мы сначала ждали выхода книги, который все задерживался, потом адекватных цен на билеты, потом нормального расписания, потом того, чтобы все смогли в одно время оказаться в одном месте. Саша и Саша в Узбекистане не были никогда, Алёна бывала в Бухаре и Самарканде, но довольно давно, при старой еще власти, и кратко. При этом количество времени, которое гости были готовы стране уделить, было разным, а интересы где-то сходились, а где-то расходились. В итоге общими усилиями нам удалось придумать программу, в которой было максимально учтено все.
Нас интересовали в первую очередь:
Наш маршрут был таким: 3 ночи в Ташкенте, 1 в Нукусе, 1 в Хиве, 2 в Бухаре, 3 в Самарканде. Это необходимый минимум. Реально минимум! Нам не хватило времени в Ташкенте, мы не успели на блошиный рынок, мы не увидели ничего из природных красот. Общий настрой после поездки: поедем в Ферганскую долину весной! А еще было бы неплохо вернуться в Ташкентскую область на хайкинг, да и в Бухару на выходные еще раз слетать мы были бы не прочь. Не говоря уже о Сурхандарье…
Александр Кулиш: «Все очень недооценивают Ташкент. Но там только на модернизм может уйти целый день. А если заходить в мастерские ремесленников – то там вообще можно зависнуть. А есть еще метро, художественный музей, роскошный рынок. Если хорошая погода – приятно прогуляться, город зеленый. Я за 2 полных дня не успел всего, что хотел.»
Алёна Долецкая: «Нукус был шокирующе культурным. Хива — трогательна в своей попытке восстановить все как было. И в путь на Бухару. Жизнь внутри бесконечного орнамента, сюзане всех мастей вместо окон, стен и полов, и тот самый плов, только от воспоминаний о котором льётся слюна. Телефон дымится от фотографий (уже тянет на трёхтомник). Узбекистан без узбеков, но каракалпаки, бухарцы, хивинцы из Хорезмского оазиса — все разные и очень тёплые люди. Подумайте про ближайшие отпуска или длинные выходные. Для разгона аппетита и тренировки глаза смотрим картины Верещагина из «Туркестанской серии», бронируем билеты в Ташкент, забываем о диетах и едем по стране.»
Александр Рымкевич: «Бухара произвела на меня самое приятное впечатление. Как ни странно, но я сравнил бы ее с Флоренцией — не по красоте или значимости, а по какой-то уникальной соразмерности человеку. Это тот редкий пример города, в котором приятно заблудиться, можно много гулять пешком (благо, исторический центр города весь пешеходный), заглядывать в местные лавочки, где не просто торгуют, а трудятся ремесленники. Нагулявшись, поторговавшись и устав, можно выпить хорошего кофе (а это в Узбекистане редкость). И самое главное — где помимо туристической толкотни есть местная жизнь. Кстати, туристов в городе почти не было, а еще в Бухару летает прямой рейс «Аэрофлота». Это я ни на что не намекаю…»
Я, безусловно, согласна с Сашей в вопросе недооцененности Ташкента. И знаю как организатор, что на этот город всегда не хватает времени. В лучшем случае столица Узбекистана является перевалочным пунктом, стартовой точкой, откуда гости начинают путешествие по стране. В худшем же Ташкента в программах просто нет, хотя на мой взгляд он не просто стоит визита, а является прекрасным вариантом для совершенно отдельной, полноценной поездки. Ехать в Ташкент, скажем, на день, чтобы посмотреть исламские памятники и отправиться дальше в поездку по стране, — идея неважная. Этот город куда сложнее, он многослойный и многосложный. В нем есть все — и старый центр, и узнаваемые восточные картины, и архитектура модернизма, и ремесленные мастерские, и национальная еда, причем не только узбекская.
Ташкент можно показать по-разному. Показать так, что у гостей не будет ощущения, что они, так скажем, в каком-то не совсем Узбекистане. Конечно, нужен проводник, потому что сходу ни в Ташкенте, ни в Узбекистане вообще найти ничего нельзя. Гастрономия, музеи, шопинг, отличные отели — в Ташкенте есть все — и все достойное описано в моей книге. Проведенные нами в городе три дня только укрепили меня в желании сделать в следующем сезона отдельный тур именно в Ташкент.
Огромный плюс города — микс привычного нам образа жизни с достойными отелями, кофейнями, барами со среднеазиатским колоритом. В Ташкенте можно бесконечно переключаться с одного на другое, это в полном смысле мегаполис.
В старом городе
Ташкентская осень: у католического собора Святейшего Сердца Иисуса и в Японском саду
Ташкентский модернизм в деталях
Машина времени и обед на базаре Чорсу
В Музее прикладного искусства Узбекистана
Особняк великого князя Константина Романова
Ташкентский модернизм
В гостях у вышивальщицы Мадины Касымбаевой
В гончарной мастерской семьи Рахимовых
Коллекция посуды в подъезде дома номер 45 по проспекту Амира Тимура, отреставрированном силами декоратора Влада Заманова
Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Alexander Kulish (@kulishab)
Публикация от Alexander Kulish (@kulishab)
Из Ташкента мы вылетели в Нукус, столицу автономной республики Каракалпакстан. Главная точка притяжения в Нукусе — музей им. И.В. Савицкого. О том, как Игорь Савицкий за государственный счет спас и фактически спрятал в далеком от Москвы Нукусе тысячи работ запрещенного советского искусства, я вам уже рассказывала. О том, что еще смотреть в Каракалпакии, тоже.
В эту поездку мне удалось сделать так, чтобы в музей мы сходили не один, а целых два раза: график поездки не всегда это позволяет. Коллекция музея огромна и размещена в двух выставочных зданиях. Несмотря на то, что одно из них сейчас на ремонте, на вдумчивый осмотр даже одного корпуса нужно значительное количество времени. В особенности, когда летишь так далеко.
Нас принимал директор музея Тигран Мкртычев. Каракалпакии и музею повезло дважды, потому что Тигран Константинович, будучи страстным археологом, держит в уме не только планы по развитию самого музея, но и горит идеей создания в республике археологического парка. Я ведь не раз вам уже говорила, что для интересующихся археологией именно Каракалпакия — направление номер один в Узбекистане. В общем, вместе с Тиграном мы побывали на развалинах крепости Гяур-кала, почти на границе с Туркменией. И почувствовали себя где-то между четвертым веком до н.э., когда она была основан, и тринадцатым, когда в эти края пришел Чингисхан.
Все, что осталось от Гяур-калы
Соленая почва Каракалпакии
Каракалпакские сфинксы
В некрополе Миздахкан
Из Нукуса до Хивы — три часа езды. За те несколько лет, что я езжу в Узбекистан, именно Хива изменилась больше всего. За нее серьезно принялись; прибавив в ухоженности, она заметно потеряла в аутентичности. И плитку тут кладут хорошую и качественно, и провода под землю закопали, и подсветка сделана на новый лад, а город все равно производит на гостей впечатление неживого. Не в последнюю очередь потому, что с ремеслами, а, следовательно, с оживляющими город лавочками, базарами и магазинчиками тут исторически дела обстоят не очень. Торгуют в Хиве сейчас много, но в основном ширпотребом. И глаз путешественника, без сомнения, распознает фальшь, видит, что ему пытаются подсунуть Китай или фабричную штамповку под видом аутентичного продукта. И воспринимает не только торговлю, но и весь город как фальшивку. Раньше, когда света почти не было, да и в плитку закатали не все, такого ощущения не было, помню по себе.
А так — да, красиво. Очень!
Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Aliona Doletskaya (@alionadol)
Публикация от Aliona Doletskaya (@alionadol)
В Бухаре мы предались шопингу. Ведь это лучший город в Узбекистане для того, чтобы гулять и покупать, гулять и покупать. Ковры, специи, ножи, ткани, халаты, украшения, потом снова ковры, снова ткани, еще халаты — и так по кругу. И в каждой лавке, в каждом шоу-руме погружались в бесконечные дискуссии об оттенках, узорах, орнаментах, прикидывали, из чего шить шторы, какой длины делать халат, топтали ковры на предмет определения самого мягкого, заворачивались в старые платья. Кайф!
Бухару лично я люблю еще и за то, что в этом маленьком городке я почти всех знаю. И, выходя на улицу, через каждые пятьдесят метров встречаю знакомых и друзей. И с каждым перекидываюсь парой слов, шуткой, улыбкой. Так что Бухара мне раз за разом дарит ощущение общности что ли, дает почувствовать, что я часть этого мира. Это приятно.
Закат над городом и кирпичный свод внутри медресе Мири-Араб
В нашем отеле Ас-Салам: аперитив и скромный завтрак
Смеемся с Сашей Рымкевичем и топчем ковры
В галерее коллекционера Акбара Хакимова, где мы почти потеряли головы
В построенном последним эмиром дворце, увы, не отреставрированном, в городе Каган
Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Alexander Rymkevich (@bonmot.ru)
Публикация от Alexander Rymkevich (@bonmot.ru)
Самарканд, как обычно, в узбекском маршруте отвечает за узнавание, ведь его образы гостям хорошо знакомы. Здесь тебя буквально сшибают с ног размах, величие, масштаб вкупе с ощущением, что своими глазами видишь то, о чем читал и слышал, то, что себе раньше лишь представлял. И лично у меня по-прежнему захватывает дух и щиплет в носу, когда я оказываюсь внутри Гур-Эмира, в его золоте.
Самарканд, как и Ташкент, нужно уметь показать. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы гости увидели его как живой город, а не просто как набор восхитительных памятников. В ход идут визиты в гости, самый лучший плов, встречи с ремесленниками…
Одно из главных открытий Самарканда — Государственный музей истории и культуры Узбекистана, он же музей на повороте. Поворот этот, честно говоря, находится примерно у черта на куличках. И я почему-то никогда на этих куличках не была! Музей, как и многие музеи в Узбекистане, в ужасающем состоянии. Но коллекция! Какие там сюзане! Наверное, это лучшее собрание в стране. Не пропустите!
В первый раз в этом сезоне в Самарканде я оказалась 20 сентября. В последний — 21 октября. И если в сентябре туристов почти не было, а европейские группы так вообще не встречались, то в октябре стало понятно, что туризм скорее жив, чем мертв. Гостей стало куда больше! И, судя по тому, сколько людей написало мне с просьбой помочь в организации ноябрьских поездок, Узбекистан был одним из самых популярных направлений для поездок на традиционные осенние праздники.
Получите, распишитесь — Узбекистан каким вы его себе и представляли
Осень в Самарканде
Вам тоже заметно, как рифмуются керамика и плов?
В мастерской гончара Ильхома Бобомурадова
Фреска из городища Афрасиаб в одноименном музее
Сашин материал об Узбекистане уже вышел в Коммерсантъ Travel — вот он.
Когда поездка уже подходила к концу, я узнала, что президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев наградил меня медалью к 30-летию независимости. Сказать, что я удивилась, — не сказать ничего. Сказать, что обрадовалась? Да нет. Я была в шоке!
Что сказать… все приходит к тем, кто умеет ждать. Ждать и работать.
Компания Meta, а также ее продукты Facebook и Instagram признаны экстремистскими в России.
Δ
Поздравляю с медалью! Наверное, это невероятное чувство, когда награждают за то, к чему лежит душа!
Спасибо!
Восторг!!! Сплошной восторг от шквального потока интересной информации, от буйства ярких красок таких красивых товаров, аппетитных узбекских лепёшек и плова! Архитектура просто СКАЗКА! Даша, Вы проделали грандиозную работу! Браво! Как радостно читать, что люди заинтересовались Узбекистаном и отправились туда в путешествие именно благодаря Вашей книге и многочисленным публикациям в Интернете. Успехов Вам в творческой работе!
Благодарю вас, Светлана 🙂