Армения впервые: идеальный маршрут на 4 дня

15 октября 2019

Конец сентября вместе с моими читательницами мы провели в Армении. Четыре дня мы знакомились со страной и людьми, составляющими ее богатство, открывали для себя армянскую кухню, виноделие, художников, дизайнеров. Возьмите на заметку наш маршрут, если собираетесь в страну впервые. Я собрала для этого путешествия самые правильные места.

Программу поездки я, как обычно, делала сама, не доверяя агентствам и прочим посредникам. Я хорошо знаю себя и свою аудиторию, чьи travel-предпочтения во многом моими материалами и сформированы. У меня не было цели показать моим гостям все. Я хотела, в первую очередь, дать людям отдохнуть и развеяться, заинтересовать их Арменией, дать представление о том, как и чем живет сейчас страна. Поэтому в программе было много вещей, которые показывают современное положение дел, говорят об Армении сегодня, а не просто о памятниках, монастырях, славных делах, победах и поражениях прошлого. Программу я делала как для себя — с тем только исключением, что я уже, конечно, бывала в Армении и все места заранее проверила сама.

Два полных дня я отвела на Ереван, живой и уютный город, полный художественных галерей, милых кафе, симпатичных лавочек и музеев.

Третий день нашего путешествия был посвящен ереванскому базару, Арарату, монастырю Гегард и храму Гарни, величественному Севану.

Четвертый день был про Дилижан и расположенный над ним монастырь Агарцин. Мы также успели на чай в молоканскую деревню Фиолетово и на косметическую фабрику Nairian. Закончили ужином на террасе в Ереване и шопингом.

День первый. Ереван.

Проснулись мы в Ереване в классном отеле Messier 53, т.к. прилетели накануне ночью. Весь отель посвящен современному искусству — посмотрите только на эти граффити! И современному же искусству Армении посвящены были подарки, которые каждая из девушек нашла в своем номере. Марка Artuyt делает замечательные платки по мотивам работ современных армянских художников. Множество разных дизайнов, 2 варианта исполнения (полиэстер и шелк) дают возможность использовать их по-разному — носить на шее или на голове как тюрбан (как это делаю я) или украшать дом, натянув платок на подрамник. В общем, каждой достался уникальный дизайн. Мне было приятно, когда наш общий чат взорвался сообщениями: «Ой, Даша, это мне?» или «О платке с Параджановым я и мечтать не могла».

Позавтракав в отеле, мы вместе с гидом вышли в город. Первая остановка — ереванский Вернисаж. Это большой рынок под открытым небом, где продают все от  украшений до ковров со всеми остановками. Керамика, серебро, расшитые вручную скатерти, медная посуда, старые советские вещи — Вернисаж особенно оживлен по выходным.

Пешком мы прошли через центр города — площадь Республики, улица Абовяна, Северный проспект, Опера. Остановились на кофе по-армянски (ну или капучино — кто что любит) в кафе Magnolia. Культура кафе в Ереване — моя большая любовь. В городе множество харизматичных и уютных мест, в которых хочется зависнуть подольше и понаблюдать за людьми и городом. Гадали на кофейной гуще, пересказывали нашему гиду Марианне захватывающую историю рабства армянского священника, рассказанную на одной из колонн в Джума мечети в Хиве. Большая часть группы (гостей у меня было аж 15 человек) — те, кто были со мной в Узбекистане за прошедший год. Мне очень приятно, что девушки решили отправиться со мной в путь еще раз и взяли с собой мам, подруг, дочек.

Первое знакомство с армянской кухней — в ресторане Chinar. Для нас накрыли обильный стол с армянскими закусками — табуле с бастурмой, стерлядь и суджук, спелые томаты и хрустящие огурцы, запеченный баклажан с хумусом, салат из нута, два вида толмы…

После обеда — дом-музея художника Мартироса Сарьяна как предисловие ко всей той красоте, которую нам еще предстоит увидеть во время путешествия по стране. Сарьян писал Армению широкими мазками, ярким, взрывным цветом, блестяще передавая ее колорит, ее уют и душевность.

Наш гид показала нам старые дворы Еревана, древние церкви с закопченными веками стенами, магазинчики с шоколадом, украшениями, посудой… Ужинали в ресторане Pandok Yerevan — пили лучшее армянское вино, Zorah, танцевали под национальные и международные мелодии, смотрели, как зажигательно и душевно танцуют местные. И, закончив ужин, с частью группы мы до ночи гуляли по никогда, кажется, не спящему городу, наслаждаясь одним из последних теплых вечером этой осени.

Фото увеличивают по клику, их можно листать.

День второй. Ереван.

Второй день путешествия — это было воскресенье — мы начали с бранча на террасе кафе Aperitivo рядом с ереванским Каскадом. В меню — кофе по-армянски, омлет с бастурмой, теплый хлеб, розовое армянское игристое. В моих путешествиях никогда нет лишних людей — блог дает возможность встретиться единомышленникам. У нас всегда масса тем для разговоров и поводов для шуток и смеха. В этот раз девушки прилетели в Ереван из Москвы, Набережных Челнов, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Владивостока. Поэтому на бранч я заложила аж два часа. Не хотелось никуда спешить, хотелось дышать теплым воздухом, греться на солнце, смаковать кофе и еду.

Музей режиссера Сергея Параджанова — наша следующая остановка. Музей говорит о многогранности натуры Параджанова, представляя его художественные работы, сделанные в самых разных техниках, и рассказывая о тех годах жизни режиссера, когда снимать кино он не мог. Музей трогательный и волнующий — я очень советую вам его в Ереване не пропустить.

В винном баре InVino на улице Сарьяна, самой оживленной и тусовочной улице Еревана, мы провели расширенную дегустацию армянских вин. Виноделие в Армении переживает подъем, мне хотелось дать моим гостям возможность разобраться в многообразии вина, которое производится в стране, и выбрать свои любимые образцы.

Нашу большую компанию за дегустацией армянских вин заметили двое посетителей того же бара. Подошли, поинтересовались, откуда мы. Девушки указали на меня как на организатора. Ребята пожали мне руку, поблагодарили за то, что я привожу туристов в Армению, подарили национальный головной убор. Оказалось, что отец одного из них — известный в Армении живописец и керамист, член Союза художников Армении Аршавир Киракосян или Аршо. И через пятнадцать минут мы, конечно же, осматривали полную сокровищ мастерскую, получая комментарии о работах из уст сына Аршо, Хайка. И вот эта открытость, желание показать лучшее, что у тебя есть, эта сентиментальность и чувствительность, это тепло — это и есть Армения.

Успели мы заглянуть на шопинг в магазин современных армянских дизайнеров Cocos Island — и ушли оттуда с платьями, свитерами, украшениями. В этот же день мы побывали внутри ереванского Каскада в Центре искусств Гафесчяна. Вечер провели на ковровой фабрике Megeryan — сначала разобрались в тонкостях производства ковров, потом поужинали и устроили фотосессию в национальных нарядах.

День третий. Гегард, Гарни, Севан.

Третий день начался для нас с ереванского рынка. Разве можно уехать из Армении без сухофруктов, специй, домашнего вина и варенья? Никак нельзя!

Первая остановка в пути — у панорамы Арарата, открывающейся от арки Чаренца. Уже желтеющие горы, снежная макушка горы, зеленые еще листья: осень в Армении очень красива. В средневековом монастыре Гегард мы застали не только ангельское пение в притворе, но и очень красивую сцену, когда пожилой мужчина ставил свечи в храме и вдруг запел звучным, успокаивающим, мудрым голосом.

Обедали мы с видом на храм Гарни, единственный языческий храм, сохранившийся на территории бывшего СССР. Когда смотришь на это стройное эллинистическое здание, тебе трудно поверить, что ты не в Италии и не в Греции, а в Армении.  В ресторане Garni Toun не только отличный вид на храм. Здесь же можно понаблюдать за тем, как готовят в тонирах традиционный армянский лаваш. Он-то с пряным сыром и зеленью и домашним белым вином и был у нас на обед.

На озере Севан мы застали красивый, сарьяновский, как мы решили, розовый закат. Небо в один момент стало розово-лиловым! До Дилижана, наших отелей и ресторана Flying Ostrich, ужина у камина, хашламы с раковыми шейками и форелью мы добрались уже затемно.

День четвертый. Дилижан, Агарцин, Фиолетово, фабрика Nairian.

Проснулись в Дилижане мы первого октября и увидели перед собой начинающие уже желтеть горы, бездонное синее небо и россыпь красных крыш в долине. Завтракали рядом с монастырем Агарцин в трапезной проекта Vanatum Monastery Stay: это аскетичный отель, предлагающий своим гостям не просто проживание, а возможность стать частью монастырской жизни. Сам монастырь запомнился нам благословенной тишиной и необычайным прозрачным светом.

Следующая остановка — деревня Фиолетово, одна из двух молоканских деревень в Армении. Молокане — представители религиозного христианского течения, не признающие видимых крестов и икон, не почитающие святых, отрицающие необходимость церкви. Из центральной России молокан переселила Екатерина Вторая. Наталья и Михаил Рудометкины — единственные в Фиолетово, кто принимает гостей. Соседи поначалу волновались, но когда увидели, что бесчинств никаких гости не творят, а собираются за самоваром и пирожками, успокоились. Мы пили чай из самовара на дровах, ели домашние блины с вареньем из свежей облепихи, фотографировались в осеннем саду.

Два часа в пути (все наши передвижения были на микроавтобусе Mercedes Sprinter) — и мы уже в селе Арагюх, где находится косметическая фабрика Nairian. Это маленькое косметическое производство, основанное на лекарственных травах Армении и маслах собственного производства. Здесь с радостью принимают гостей — для нас экскурсию провела основательница Анаит Маркосян. Она же помогала всей нашей большой компании разбираться в ассортименте и выбирать подходящие продукты в магазине при фабрике.

Мы вернулись в Ереван, заглянули в магазин вязаной детской одежды Sharan, поужинали в тенистом саду кафе Gouroo Club&Garden (ягненок у них восхитительный!) и тем же вечером вернулись в Москву. И загадали, конечно же, отправиться в путешествие всем вместе еще раз — куда угодно, хоть в Якутию. Но, думаю, следующим моим направлением будет… Впрочем, все узнаете в свое время.

Несколько отзывов о туре от участниц:

Следующий тур в Армению будет весной — и больше 8 человек я в него не возьму. Заполните форму для бронирования и узнайте о путешествии первыми.

Следующая запись:
Уведомление о
guest

6 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Елена

Даша, а вы можете рекомендовать гида в Ереване? спасибо

Sanda

Я в Армении не была, но после этих фотографий и рассказа..такое все солнечное, гостеприимное, раскрашенное яркими красками. Даша, а вино армянское Вам нравится?

Светлана

Дарья, Вы просто МАСТЕР своего дела. Рада очень, что Ваша работа приносит искренне счастье и Вам, и тем, для кого Вы ТВОРИТЕ.